1

5 моделей университетов будущего по версии ректора НИУ ВШЭ

Опубликовано: 27.01.2017


Что ждет высшую школу в ближайшие 25 лет? На Гайдаровском форуме, проходившем 14 января, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов выделил пять моделей университетов будущего.

Модель 1. Глобальные проектные исследовательские университеты

Эти университеты не просто сохранятся, но и будут расширяться, поглощая автономные исследовательские структуры. Они будут активнее заниматься технологическими разработками, так как в условиях неопределенности в эти разработки меньше будут вкладываться корпорации, не желающие рисковать. Уже сегодня в России исследовательские программы РАН и таких компаний, как, например, Airbus или General Electric, интегрируются в университеты.

Модель 2. Университеты, обеспечивающие инфраструктуру для творческих проектов

Часть университетов, продолжающие работать офлайн, превратятся в клубы, на базе которых будут развиваться проекты, важные для регионов. Эти университеты, не являющиеся исследовательскими, будут в значительной части учить онлайн. Они смогут выжить благодаря своей уже сложившейся инфраструктуре.

Модель 3. Университеты — площадки онлайн-образования

Это самые слабые университеты в отдаленных регионах, где нет спроса на энергичную образовательную деятельность. Они будут собирать слушателей онлайн-курсов на короткие семинары, фактически превратившись в корпункты глобальных онлайн-ресурсов.

Модель 4. Университеты — центры профессиональных сообществ

Пока таких университетов нет. Однако со временем, когда профессиональные сообщества станут более влиятельными игроками в мире постоянно меняющихся технологий и стандартов, они появятся. Велика вероятность, что профессиональные сообщества, утвердившие свои профессиональные стандарты и принимающие экзамены на соответствие им, создадут свои университеты — например, где готовят санитарных врачей или финансовых аналитиков.

Модель 5. Корпоративные университеты

Их создают корпорации для повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников, так как не удовлетворены качеством подготовки выпускников вузов применительно к своим нуждам. Факторов, на основании которых можно было бы прогнозировать закрытие корпоративных университетов, на сегодняшний день нет.