1

7 советов начинающему педагогическому дизайнеру

Опубликовано: 28.09.2019


Как приступиться к проектированию учебных программ? С чего начать разработку курса? Что заложить в школьный урок, чтобы он прошел результативно и интересно? Edutainme попросили педагогического дизайнера из Нью-Йорка Дарью Дуденкову дать несколько советов начинающим методистам.
О спикере

Дарья Дуденкова окончила специалитет Московского Городского педагогического Университета, но не захотела преподавать в школе или университете. Вместо этого она поехала в США изучать педагогический дизайн и новые технологии в обучении в магистратуре Колумбийского Университета Нью Йорка. Сейчас Дарья живет в Нью-Йорке и работает старшим педагогическим дизайнером в администрации города.

1. Начинайте с ... конца!

Когда вы занимаетесь написанием плана урока, курса или любого другого учебного модуля, никогда не полагайтесь на собственное понимание того, как этот предмет преподавали вам. Начните с конца — ответьте себе на два вопроса:
1. Что ученик должен знать и уметь в конце?
2. Как вы будете эти знания и умения тестировать?

Казалось бы этот совет из серии «Капитан Очевидность», но вы не представляете насколько много людей им пренебрегает. Создание учебного плана в четкой корреляции с целями курса — залог его успеха.

2. Визуальная составляющая курса бесценна

Люди запоминают картинки лучше текста. Услышь информацию — через 3 дня вспомнишь только 10%. Увидь картинку — уже 65%. По сути, чтение — это процесс декодирования картинок. Мы воспринимаем буквы, как картинки, которые нужно расшифровать, сложить вместе, сопоставить с имеющимися в голове схемами и уже потом получить содержание. Хорошо подобранная картинка заметно сокращает время, необходимое для восприятия информации.

Не нужно одновременно использовать текст, аудио и графику на одном слайде. Если на слайде есть текст, не нужно сопровождать его речью. Оставляете текст на слайде только в крайнем случае, если он необходим для запоминания, например, последовательность действий в каком-либо задании. Любой текст попытайтесь преподнести как схему или графику-инфографику.

3. Задействуйте разные центры восприятия

Расскажите ученикам о предмете, покажите предмет, дайте его потрогать, взвесить, поиграть, пожевать — все что угодно. Чем больше центров восприятия задействовано — тем прочнее закрепится информация в памяти. Самыми неэффективными способами признаны слушание лекций и чтение текста.

4. Следите за когнитивной перегрузкой

Рабочая память мозга может одновременно заниматься только 7-9 единицами информации. Ваша задача как педагогического дизайнера — помочь переместить эти 7-9 единиц из рабочей в долговременную память. Там эти единицы примут формат схем, в котором мозг хранит информацию, и мы сможем ею пользоваться, когда захотим. Вы спросите, в чем загвоздка? В том что очень легко перегрузить рабочую память и накидать туда больше единиц, чем мозг может «переварить». Это и называется когнитивной перегрузкой. Мозг сдается, все из рабочей памяти стирается за пару дней.

Чтобы такого не происходило, следуйте следующим советам:

  • Представляете всю новую информацию разом в одном простом и понятном объяснении. Не нужно разбрасывать ее маленькими кусочками на протяжении курса.
  • Пользуйтесь принципами мнемоники для запоминаня.
  • Разделяйте материал на маленькие удобоваримые кусочки.
  • Идите от простого к сложному.

5. Правило 90-20-8

Если вы работаете со взрослыми, создавайте занятие по принципу «90-20-8» Боба Пайка. Делайте ваше занятие длиной не более 90 минут, в течение которых каждые 20 минут меняйте вид деятельности и задействуйте каждого студента каждые 8 минут. Не пренебрегайте мотивацией взрослых — им проще объяснить, как новые знания и навыки будут способствовать успеху в их нынешней деятельности.

6. Обратная связь

Помните об эффекте присутствия. Студент не должен чувствовать себя одиноким и всеми покинутым в своем квесте за знаниями — ни дома, ни на уроке. Создавайте групповые проекты, с помощью которых студенты смогут сотрудничать и советоваться. Установите приемные часы, чтобы все, у кого есть вопросы, могли получить на них ответ. Не оставляйте ни один тип заданий без фидбека — от вас ли, от одногруппников/ одноклассников ли. Важно чтобы студент получил отклик как можно скорее и не потерял мотивацию.

7. Рефлексия

Не забывайте дать ученикам возможность порефлексировать. Задайте им вопросы о том, что им понравилось или не понравилось в теме, что они вообще о ней думают, о ее значимости, ценности, о ее месте в современном мире. Эти ответы помогут не только систематизировать информацию.