1

9 школ, которые учат по-другому

Опубликовано: 20.02.2013


Некоторые дети заканчивают школу, так и не познав прелестей школьной формы, меловых досок, классных журналов и звонков. Вместо этого они выращивают морковку, строят дома из бамбука, летают за океан каждый семестр и дни напролет играют. Самое удивительное, что в итоге школьники получают государственные дипломы и идут в университеты. В нашей первой подборке — девять старых и новых экспериментальных школ, чей опыт крайне мало схож с тем, к чему мы привыкли.

Вальдорфская школа

Основана: 1919, Штутгарт (Германия)

waldorf

Маленькому учебному заведению при табачной фабрике удалось стать тем, чем сегодня отчаянно пытаются быть другие — не просто школой, а воплощенной доктриной, образцом для подражания. Здесь дети ничего не зубрят специально, а как будто повторяют в миниатюре путь развития общества. История, например, поначалу преподается через легенды и мифы, потом — через библейские сказания, а современный этап изучается только в выпускном классе. Все уроки тесно взаимосвязаны: математический материал вполне может быть закреплен в танце. Жестких наказаний и оценок в вальдорфских школах нет. Стандартных учебников — тоже. Сейчас по такой схеме работают около тысячи школ и двух тысяч детских садов по всему миру.

Школа Декроли (Эрмитаж)

Основана: 1907, Брюссель (Бельгия)

decroly

По задумке бельгийского профессора Декроли, ребенок должен, в первую очередь, последовательно познавать среду обитания, в которой ему придется жить. В начальной школе обучение касается базовых интересов и потребностей — питание, защита от непогоды, отдых и пр. Собирая, например, сведения о продуктах, ученики потом используют данные на уроках родного языка, математики и естествознания. Девиз школы — действовать, чтобы научиться, а не учиться, чтобы действовать.

Школа Дальтон

Основана: 1919, Нью-Йорк (США)

dalton

Молодой педагог Элен Паркхерст придумала разбить учебную программу на контракты: в каждом указывалась рекомендательная литература, контрольные вопросы и информация к размышлению. Ученики подписывают с школой договоры разной сложности, решая, в каком темпе и на какую оценку они хотят освоить материал. Учителя в дальтонской модели получают роль консультантов и периодических экзаменаторов. Частично этот метод был перенесен в советские школы 20-ых годов в виде бригадно-лабораторного метода, но не прижился. Сегодня система успешно работает по всему миру, а сама нью-йоркская школа в 2010 вошла в список Forbes как лучшая подготовительная в стране.

Школа Summerhill

Основана: 1921, Дрезден (Германия); с 1927 — Саффолк (Англия)

summerhill

В старейшем экспериментальном пансионе Англии с самого начала решили: школа должна меняться для ребенка, а не ребенок — для школы. В лучших традициях школьных мечтаний здесь не возбраняется прогуливать уроки и валять дурака. Поощряется активное участие в самоуправлении — общие собрания проводятся трижды в неделю, и на них каждый может высказаться, например, о похищенной тетрадке или идеальном времени для тихого часа. В классах могут оказаться дети разного возраста — администрация школы не хочет, чтобы кому-то пришлось подстраиваться под чужие стандарты.

THINK Global

Основана: 2010, США

think-global

Каждый семестр школа THINK Global переезжает на новое место: за четыре года обучения дети успевают сменить 12 стран. Всякий переезд сопровождается тотальным погружением в новый мир, а многонациональные классы напоминают ООН в миниатюре. Каждому учащемуся выдается iPhone, iPad и MacBook Pro для фиксации впечатлений и выполнения заданий. Кроме того, у школы есть собственное виртуальное пространство THINK Spot — социальная сеть, рабочий стол, файлообменник, электронная книга, календарь и дневник одновременно. Чтобы ученики не переживали из-за частой смены мест (и не сошли с ума от счастья), к каждому приставлен тьютор.

Studio

Основана: 2010, Лутон (Англия)

studio

Идея школы-студии заимствована из эпохи Микеланджело и Леонардо да Винчи, когда учились там же, где и работали. Здесь мастерски решается извечная проблема разрыва между знанием и умением: около 80% учебного плана реализуется через практические проекты, а не за партой. С каждым годом школа заключает всё больше соглашений с местными и государственными работодателями, которые предоставляют места для стажировки. На данный момент таких студий создано уже 16, а в ближайшее время планируется открыть еще 14.

Quest to Learn

Основана: 2009, Нью-Йорк (США)

quest2learn

Пока консервативные преподаватели сетуют на то, что дети перестали читать книжки и не могут оторваться от компьютера, создатели Quest to Learn приспособились к меняющемуся миру. В нью-йоркской школе уже три года подряд школьники не открывают учебников, а делают только то, что им нравится — играют в игры. В созданном при участии Билла Гейтса заведении есть все привычные дисциплины, но вместо уроков дети участвуют в миссиях, а оценки заменены на очки и титулы. Вместо того, чтобы страдать над плохим баллом, всегда можно нагнать упущенное в новых квестах.

ALPHA Alternative School

Основана: 1972, Торонто (Канада)

alpha-alternative

Философия ALPHA предполагает, что каждый ребенок уникален и развивается в своем ритме. В одном классе могут быть дети разного возраста: сверстники перенимают опыт друг у друга и учатся заботиться о младших. Уроки — а их проводят не только учителя, но сами дети и даже родители — включают в себя не только общеобразовательные дисциплины, но различные творческие занятия вроде лепки или кулинарии. Созданное по принципам и во имя демократии, заведение пропитано идеями справедливости. В случае конфликтной ситуации собирается специальный совет из учителей и учеников, и даже самые маленькие могут внести свои предложения. Кстати, для того чтобы поступить в ALPHA, нужно выиграть в лотерее.

Ørestad Gymnasium

Основана: 2005, Копенгаген (Дания)

oerestad

В стенах школы, собравшей множество наград за лучшую архитектуру, старшеклассников по полной программе знакомят с миром медиа. Обучение ведется по нескольким профилям, которые меняются ежегодно: на следующий цикл запланированы курсы по глобализации, цифровому дизайну, инновациям, биотехнологиям, не считая нескольких видов журналистики. Как и положено в мире тотальной коммуникации, здесь почти нет стен, все учатся в одном огромном опенспейсе. Или не учатся, а ловят беспроводной интернет на раскиданных повсюду подушках.


Саша Милякина