1

Птички и свинки как основа учёбы

Интервью с Питером Вестербака, создателем Angry Birds

Опубликовано: 20.02.2015


Питер Вестербака стоит у истоков, пожалуй, самой популярной игры в мире Angry Birds. В компании Rovio Entertainment он проходит под кличкой «Могучий Орел». Мы поговорили с ним о достижении гармонии между весельем и учёбой, потенциале российской системы образования и разнице между «edutainment» и «геймификацией».

— Для начала поведайте нам, как развлекательный в основе проект трансформировался в образовательный? Это можно назвать некоммерческой стороной деятельности Angry Birds или всё из-за того, что вы осознали перспективность рынка образования?

— Конечно, нам стало интересно попробовать себя и на рынке образования тоже. Мы подумали: если наши птички и свинки так увлекают, то почему бы не использовать это для обучения детей? Для нас, как для финнов, это было достаточно органичной идеей. Некоторые называют систему образования в нашей стране одной из лучших в мире, и, во многом, так вышло из-за того, что все мы, так или иначе, думаем об образовании. Начав работать по этому направлению ещё четыре года назад, мы придумали что-то вроде философии весёлой учёбы.

Мы подумали: если наши птички и свинки так увлекают, то почему бы не использовать это для обучения детей?

— В чём секрет финской системы? Можно сказать, что ваша страна является одним из основных игроков международного образования.

— Масштабную реформу образования в Финляндии провели ещё в 1968, то есть более полувека назад. Затем год за годом мы последовательно развивали эти реформы, пытаясь вновь и вновь улучшить всю систему целиком и сделать качественную учёбу доступной любому ребёнку в стране. Даже высшее образование является у нас почти полностью бесплатным. Конечно, сложно себе представить, как можно улучшить образование для всего населения планеты. Но в Финляндии проживает всего пять миллионов человек, поэтому у правительства нет выбора, кроме как предоставить лучшее образование каждому из них.

Также я бы сказал о культурной составляющей. У финнов буквально на уровне менталитета образование считается главной ценностью. Каждый родитель осознаёт, насколько важен выбор учебного заведения, а профессия учителя считается чуть ли не самой уважаемой. Неизменно самый большой конкурс при поступлении у нас наблюдается именно на педагогических факультетах. Тысячи абитуриентов ежегодно желают выучиться на учителя, но далеко не у всех это выходит, так как конкуренция в этой сфере очень высока. Так что многолетняя последовательная политика и трепетное отношение к образованию в обществе и есть два главных преимущества финской системы. Это примерно как с секретом английского газона: «регулярно стричь траву и поливать, стричь и поливать, — и через 200–300 лет вы получите идеальный газон».

Неизменно самый большой конкурс при поступлении у нас наблюдается именно на педагогических факультетах. Тысячи абитуриентов ежегодно желают выучиться на учителя, но далеко не у всех это выходит, так как конкуренция в этой сфере очень высока.

При этом, если вы посмотрите на финское образование, то некоторым может броситься в глаза его отсутствие: в школах очень короткие дни, объём домашних заданий самый меньший во всём мире. Получается противоположность китайскому воспитанию и «матерям-тигрицам». Несомненно, азиатские системы образования тоже добиваются очень хороших результатов в международных рейтингах, но какой ценой? Для Финляндии же очень важен баланс между школой и жизнью, досугом ребёнка. У меня есть двое детей, они, конечно же, ходят в школу, но при этом их хобби и занятия спортом не стоят ни для меня, ни для них на втором месте. Всё это немаловажные составляющие всестороннего развития. Нельзя, чтобы был перегиб лишь в одну сторону — школа, школа, школа, школа. Весёлая учёба — один из способов соблюсти баланс.

— Какие рекомендации вы бы дали соседям, российским чиновникам из сферы образования?

— Я бы сказал, что по общемировым стандартам российское образование очень качественное, но всё же есть куда двигаться дальше. На что я бы обратил особое внимание, так это на баланс между учёбой и отдыхом, о котором я говорил чуть раньше, и о развитии креативности у детей. Точнее она у них и так на высоте, достаточно прилагать усилия, чтобы поддержать этот уровень. Творческая составляющая, как мне представляется, очень важна для будущего всей российской экономики. Самый эффективный способ преуспеть экономически — развивать образование. Финляндия служит отличным примером: после войны мы были разорённой страной, но затем серьёзный акцент на образовании помог нам представить миру Linux, MySQL, Nokia, Angry Birds. Я думаю это неплохая мотивация провести какие-нибудь серьёзные реформы и в российском образовании.

Самый эффективный способ преуспеть экономически — развивать образование. Финляндия служит отличным примером: после войны мы были разорённой страной, но затем серьёзный акцент на образовании помог нам представить миру Linux, MySQL, Nokia, Angry Birds. Я думаю это неплохая мотивация провести какие-нибудь серьёзные реформы и в российском образовании.

Я верю в то, что можно учиться на чужом примере. Я сам ежедневно учусь у других людей чему-то. Тот же процесс можно масштабировать и на уровень стран. Поэтому я не говорю, что нужно копировать, скажем, финскую систему образования, но какие-то моменты и подходы обязательно пригодятся. Почему бы не формировать политику по принципу лоскутного одеяла?

— Возвратимся к вашим проектам. В Angry Birds Playground птички и свинки являются чем-то вроде точки входа, вовлекающего элемента для обучающих материалов. Есть ли в концепции «весёлой учёбы» какая-то грань: здесь кончается веселье и начинается серьёзное образование?

— Нет, все элементы процесса должны обучать, и все они должны быть весёлыми. Крайне важно вложить ещё в юном возрасте, что учёба — это весело и интересно, а не скучно и трудно. Большинство тех, кто продолжает самообразование в старшем возрасте — это те, у кого не отбили врождённое любопытство в школе или университете.

Наша идея состоит в том, чтобы начать с развлечения, но не остановиться на этом. Хотя я также не считаю, что нужно прекращать веселье при переходе к «серьёзному образованию». И у нас много единомышленников: сайт FunLearning.com мы запустили совместно с Европейской Комиссией. В рамках этой программы мы продвигаем и обучение программированию, так как умение кодить — это неотъемлемая составляющая грамотности сегодня.

Если честно, то мне не нравятся все эти термины вроде «геймификация» или «edutainment», они слишком всё упрощают.

— А можно ли при всём этом провести какое-то различие между «весёлой учёбой» и геймификацией обучения?

— По сути, геймификация — лишь одна из составляющих, один из инструментов в нашей концепции весёлой учёбы. Для меня fun learning сродни всеобъемлющему философскому подходу. Если честно, то мне не нравятся все эти термины вроде «геймификация» или «edutainment», они слишком всё упрощают. Весёлая учёба — это более целостный подход, включающий в себя и подготовку учителей, и планировку учебных пространств, и создание образовательных материалов, игр и приложений. В случае с образованием, всегда нужно смотреть на всю картину целиком. Подход к передаче знаний и умений должен быть исключительно системным и последовательным. Если возвращаться к рекомендациям для российского образования, тоя советую осознать неизбежную необходимость всестороннего обновления системы. Невозможно построить лучшую модель образования, исправляя только частности. Конечно, системные изменения не столь эффектны: нельзя всё изменить и сказать, что на следующий год всё в новой системе будет идеально отлажено. Тот масштаб реформ, о котором я говорю, потребует десятки лет. Но результат того стоит.


Алексей Морозов