1

Дополненная реальность в образовании

Опубликовано: 27.10.2015


Дополненную реальность вовсю используют в маркетинге и играх, но о масштабируемых проектах в образовании пока говорить рано. Чего не хватает разработчикам и скоро ли школы дождутся бума AR и VR? Отвечает Дмитрий Заика, специальный корреспондент конференции по новейшим технологиям mixAR2015.

Успешных проектов, позволяющих использовать технологии дополненной реальности в образовании, совсем немного. Вот несколько удачных примеров:

PhysicsPlayground – пособие по физике, представляющее собой трехмерную среду, с помощью которой можно совершенствовать знания о строении Вселенной.


Dow Day совмещает современный план Виксонсинского университета с тем, что там происходило в 1967 году. Студенты, преподаватели и гости вуза могут стать свидетелями акции против войны во Вьетнаме, наблюдая ее через собственные смартфоны.


Elements 4D – набор из 6 кубиков, на каждом из которых изображен химический элемент. Если навести камеру смартфона на кубик, на экране он станет стеклянным, а внутри появится образец вещества.


Несмотря на видимую эффектность и эффективность решений, есть немало проблем. Во-первых, нет технологичной базы, стандартов разработки ПО и применения технологий дополненной реальности. Во-вторых, неудобно каждый раз наводить гаджет на маркер и держать его продолжительное время. Если же для использования приложения нужны «умные» очки, возникает другая сложность – их малодоступность.

Сейчас дополненная реальность находится на стадии избавления от иллюзий: выявляются недостатки технологии, восторженных публикаций становится всё меньше, зато начинается работа над ошибками. О том, как эта отрасль будет развиваться и чем пригодится образованию, я узнал у сотрудников ведущих агентств.

Олег Юсупов, руководитель MaaS Agency:

Олег Юсупов

MaaS Agency — отраслевое маркетинговое агентство, которое решает проблемы позиционирования, презентации продукта или услуги в инновационном цифровом формате, а также внедряет цифровые решения в сфере архитектуры.

Пока мы не сможем сказать, что благодаря такому-то решению школа сэкономила столько-то денег, дополненная и виртуальная реальность будут оставаться нишевым рынком. Можно говорить лишь о единичных случаях – в первую очередь, это касается виртуальной реальности. Например, проект Discipulus, открытый в Университетском колледже Лондона, позволяет создавать «медицинские аватары» пациентов, собирая информацию с носимых датчиков. Курсы лечения можно будет тестировать прямо на них, до того как начать лечить самого пациента.

В виртуальной реальности приходится решать множество моральных дилемм. Именно психологи чаще всего задействуют эмпирический материал виртуальной реальности и активно пользуются возможностями симуляторов. Многие психотерапевты открыли в Second Life кабинеты, где успешно лечат пациентов.

Люди начинают по-новому ощущать окружающе пространство. Лучше всего это видно на примере маленьких детей, для которых журнал – «это сломанный iPad», а взаимодействие с телевизором по умолчанию должно быть жестовым.

Иван Юницкий, креативный директор MaaS Agency:

Иван Юницкий

Если судить объективно, рынок дополненной реальности в образовании находится на зачаточной стадии. Основная проблема – минимальное взаимодействие тех, кто разрабатывает технологии и их внедряет в обучение. Среди причин можно назвать недостаток финансирования учебных заведений и низкий уровень осведомленности об эффективности таких технологий.

Пока технологии виртуальной и дополненной реальности наиболее активно используются в медицинском образовании. Существует множество программ, моделирующих внутреннее строение организма, нервную и кровеносную систему и др. Эффективность такого формата обучения доказана давно: человек быстрее воспринимает и лучше запоминает визуальные образы.

Денис Пономаренко, руководитель OrdinLab:

Денис Пономаренко

OrdinLab – инженерная команда, основанная в 2014 году, занимающаяся IT-технологиями в сфере образования и бизнеса. На сегодня реализовано 12 проектов в области дополненной реальности и интерактивных инсталляций.

Если говорить о ближайшем будущем (2-4 года), то нас ждет бум технологий дополненной реальности в полиграфии. Можно будет просто навести камеру смартфона на страницы учебника и получить красочную 3D-модель Бородинского сражения, историческую сводку, важные факты. На высших уровнях образования такие технологии пригодятся, чтобы сканировать сложные технические агрегаты и создавать наглядные пособия по работе с ними.

В далеком будущем (10-15 лет) мы увидим совмещение виртуальной дополненной реальности: люди будут сидеть на месте и моделировать целые вселенные с помощью носимых гаджетов. Компании, которые занимаются разработкой подобных продуктов в России, слишком торопятся создать гарнитуру дополненной реальности именно сейчас. Пока технический прогресс не позволяет создать именно такие носимые гаджеты, которых хочет потребитель, нужно сосредоточиться на разработке и тестировании программных продуктов для мобильных устройств. Нужно показать, что это реально работает, что это помогает получать информацию в новом и удобном виде. Потом можно будет перейти к новому этапу: человек будет готов и примет это как должное. При этом пользователь должен принимать прямое участие в разработке – в конце концов, именно ему этим пользоваться.

Дмитрий Заика