1

Правила обучения без правил

Опубликовано: 27.02.2017


О смешанном обучении говорят уже не первый год, при этом не всегда понимая, как оно устроено. Наталья Андреева, руководитель Центра смешанного обучения МГППУ, делится стратегией выстраивания эффективной образовательной системы по новым правилам.

Смешанное обучение совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением. При этом ученик может самостоятельно принимать решения о пути, времени, месте и темпе обучения. Опыт обучения интегрируется за счет практической проектной деятельности, игры или в любой другой форме, позволяющей применить знания к жизни.

Почему так важно позволить ученику самому выбирать темп, путь, время и место? Во-первых, это помогает учесть индивидуальные особенности ребёнка. Во-вторых, все мы хотим вырастить взрослых самостоятельных людей, умеющих работать без принуждения и внешнего контроля. Свобода позволяет развивать навыки саморегуляции ребёнка, учит его делать осознанный выбор, вырабатывать волю и ответственность.

В институте Клейтона Кристенсена изучили работу более чем двух сотен школ и выделили обязательные элементы качественного смешанного обучения.

Четыре основных элемента смешанного обучения:

Персонализация

Предоставление определенного права самому ученику выбирать, каким образом, когда, как и, до некоторой степени, «что» он будет делать.

Обучение, основанное на мастерстве

Теория Блума о том, что до перехода к новой теме дети должны продемонстрировать идеальное владение изучаемым материалом.

Среда высоких ожиданий

Такая среда должна быть индивидуализированной по отношению к каждому ученику. У каждого ребенка есть высокая цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут к этой цели).

Личная ответственность

Дети должны понимать, что они принимают решения сами, а результаты — это их зона ответственности.

Серьезной проблемой традиционного обучения является отсутствие мотивации, личного смысла обучения: дети не понимают, зачем они изучают тот или другой предмет и вообще учатся. В качественном смешанном обучении персонализация связана с постановкой целей и развитием личной ответственности. Когда учитель помогает выстроить путь к поставленным целям через доступные возможности, школьное образование приобретает личный смысл для каждого ученика и возникает сильная мотивация. Эти задачи отчетливо поставлены во ФГОС общеобразовательной школы, но их практическая реализация почти отсутствует.

Проектная работа и коллаборация

В опыте успешных школ со смешанным обучением присутствуют еще два важных компонента, отсутствующие в российской практике. Во-первых, это проектная работа, ориентированная на реальную жизнь. Именно такая деятельность учит применять учебный опыт на практике, помогает перенести знания и универсальные учебные действия на реальные жизненные ситуации и сформировать метапредметные компетенции.

Во-вторых, необходимо создать коллективно-распределенную учебную среду (термин В.В. Рубцова), позволяющую организовать совместную работу в группах. В групповой работе развиваются коммуникативные навыки, необходимые в реальной жизни. Умение эффективно работать в группе, быть единой командой, адекватно оценивать свои возможности, слышать партнеров, идти к единой цели – важный фактор конкурентоспособности для современной экономики.

Роль технологий в смешанном обучении

Цифровые инструменты экономят время учителя, предлагая мгновенную обратную связь и мотивацию, контроль и возможность персонализации.

Основными параметрами, помогающими формировать идеальную учебную среду, являются:

  • Автономность – возможность ребенку работать в среде самостоятельно без вмешательства учителя;

  • Мгновенная обратная связь, которая и мотивирует, и учит. Если ребенок сдает работу на проверку и через сутки получает проверенную тетрадь, ему уже неинтересна задача. А мгновенная обратная связь позволяет корректировать обучение, пока есть интерес;

  • Геймификация поддерживает мотивацию и направляет к результату;

  • Маршрутизация (один из элементов геймификации) – возможность видеть путь к цели (учебный маршрут) помогает ориентироваться на результат;

  • Вариативность убирает возможность списать и найти готовый ответ. Приходится скрипеть мозгами, и тут личная ответственность разворачивается в полный рост;

  • Контроль позволяет ребенку учиться самостоятельно и в это же время даёт контроль над процессом учителю, родителям и ребёнку. Вопрос в том, чтобы взрослые не стали надсмотрщиками и помогали развитию самоконтроля;

  • Адаптивность обеспечивает учащихся заданиями соответствующего уровня трудности применительно к каждому ученику. Пока эта функция есть не везде, но это возможно.

Вопрос не в глубине проникновения технологий, а в том, развивает ли система образования способности ребенка, его личностные и умственные возможности, делает ли его реальным автором (или соавтором) собственного обучения.

Наталья Андреева