1

Будущее гуманитарного образования: ФомЛабс

Екатерина Кожевина и Андрей Гречко, социологи, основатели курса, сотрудники ФОМ

Опубликовано: 29.04.2014


Фонд «Общественное мнение» открыл собственную школу, где учит социологов, политологов (и других -ологов) говорить на человеческом языке. Вместе с преподавателями студенты ФОМ-лабс придумывают альтернативы научным статьям — документальные пьесы, фото-исследования и фильмы. Edutainme разобрались, какое будущее, возможно, ждет гуманитарное образование.

О высоких целях и корыстных планах

Наши высокие цели связаны с профессиональной группой социальных исследователей — социологами, антропологами, культурологами, политологами и прочими «ологами». Мы хотим, чтобы они расширяли свое сознание, становились открытыми и публичными, учились адекватно взаимодействовать с обществом. У нас есть множество коллег, которые занимаются фантастическими вещами, но об этом никто не знает. Их статьи, которые они пишут на серой бумаге черными буквами, пылятся в какой-то библиотеке. В лучшем случае, выезжают на конференции, где общаются с такими же умными и замечательными «ологами», но за пределы академической среды ничего из их достижений не выходит. Наш проект помогает всем, кто занимается научными и околонаучными исследованиями, научиться делать свою работу публично и интересно. Исследования социального характера — зеркало, глядя в которое, обычный человек может многое узнать о себе. Как сделать формат исследований доступнее? Мы попросили фотографов, режиссеров и журналистов прочитать курсы для социологов, научить их снимать кино, ставить документальные пьесы и писать статьи внятным языком, без «-измов» и прочего академического сленга.

У нас есть множество коллег, которые занимаются фантастическими вещами, но об этом никто не знает.

При этом у нас есть и «корыстные цели» — новые люди и идеи для Фонда «Общественное мнение». Постепенно вокруг нас формируется сообщество. Если на курсах будет сто человек, с десятью мы наверняка будем работать и дальше.

Конечно же, мы делаем проект и для себя. Мы сами хотим, чтобы цифры, которые мы ежедневно получаем, заиграли новыми красками. Чтобы наши исследования попадали в цель.

О дегустации творческих навыков

Что касается практических аспектов социологических исследований, мы учим студентов самостоятельно, привлекая к преподаванию лучших экспертов ФОМ. А для творческих курсов пригласили людей, которые этим занимаются профессионально. Непросто найти фотографов, которые хорошо разбираются в академической социологии, и социологов-фотографов тоже не много. Наша задача — подготовить новый тип специалистов. На каждом из курсов преподаются основы творческой профессии. Григорий Ярошенко, который ведет курс по фото-документалистике, рассказывает студентам о своем опыте, о принципах фотографии, помогает выбрать удачное художественное решение для поставленной проблемы. В итоге должно получиться фото-исследование — с помощью визуальных средств социологи постараются найти ответы на свои исследовательские вопросы. На курсе по документальному театру Саша Денисова объясняла основы драматургии: как строится пьеса, какими методами создается конфликт. Курс по анализу кинотекста, задумывавшийся в форме киноклуба, в итоге тоже оказался введением в профессию. Мы собирались просто смотреть и обсуждать фильмы, но студенты захотели разобраться в основах, и курс плавно превратился в подготовку к курсу по режиссуре. Важно, чтобы социологи получили базовые художественные навыки, и, если они почувствуют, что это им близко, начали их развивать. Наш проект — это старт, дегустация новых знаний. У вас шесть кусочков сыра, вы пробуете и понимаете — вот этот очень вкусный, я хочу купить себе про запас две головки.

ФОМ-лабс ФОМ-лабс

О жизни, для которой учатся

В любом курсе должен быть конечный продукт. Нельзя просто провести шесть прекрасных вечеров, слушая истории преподавателей и думая о том, как стать на них похожими. Если нет практического подкрепления, то все это, как говорится, просто обогрев атмосферы. Цель должна быть четко сформулирована, чтобы люди ее понимали и стремились к ней, иначе слушатели разбегутся. Мы стараемся дать возможность сделать этот продукт публичным. Допустим, написали учебные пьесы, и Саша Денисова говорит: «Окей, ребята! Понятно, что надо еще учиться и учиться, но можно взять одну пьесу, довести ее до ума и Театр.doc будет рад ее принять». Конечно, всё зависит от мотивации и усилий, но всегда должна быть возможность вытащить продукт на белый свет и показать людям. Нам дают удочку, нам не дают рыбу. Для студентов это хороший урок: обычно в академической среде всё заранее подготовлено, и ты просто движешься к цели, которая была поставлена кем-то другим. А здесь нужно выбирать, хотим ли мы просто послушать лекции про постановку пьес, или создать ее самим да еще и добиться того, чтобы ее где-то поставили. Ставя самим себе цели, студенты движутся вперед, в мир неопределенности и самостоятельности, который ждет каждого по ту сторону университетских стен. Придется много работать, замучить Сашу Денисову, чтобы она черкала красной ручку пьесу вдоль и поперек, и в конце что-то из этого получилось.

ФОМ-лабс

О важности социологических навыков

На курсах можно научиться и более традиционным вещам. За шесть занятий мы галопом по Европам проходим всю исследовательскую цепочку: формирование проблемы, выбор инструментария, создание анкет. Лучшие анкетные вопросы мы включим в настоящее исследование с выборкой в полторы тысячи человек. Потом данные возвратятся из поля, и студенты будут учиться их интерпретировать и писать аналитические тексты. На курсе по менеджменту готового продукта вообще не предусмотрено, но зато нужно освоить много практических навыков, вплоть до того, как делать коммерческое предложение и писать техническое задание. Люди, которые умеют не просто делать выборку, но еще и организовать проект — большой дефицит. Такому менеджменту не учат нигде. Мы, конечно, приглядываемся к участникам, в надежде, что кто-то из них на самом деле овладеет этой профессией.


Людмила Синицына
Тэги:
Манифест