1

Будущее образования предсказали на двойку

Опубликовано: 14.02.2019


Шлемы передачи знаний, полеты на дирижабле и стимуляция мозга электродами — так ученые и писатели ХХ века пытались угадать, каким станет образование через сто лет. Что они говорили и насколько это совпадает с нашей реальностью? Анастасия Егорова перевела для Edutainme статью Quartz о том, насколько хорошо было предсказано будущее образования.

1910: Загрузка знаний в мозг

В 1910 году французская компания Villemard заказала художнику Жану-Марку Коте серию открыток , изображающих 2000 год. На одном из рисунков под названием «В школе» машина прокручивает учебники в знания, а затем передает их в умы учеников через латунный головной убор.

1924: Предшественники подкастов

Редакторы журналов Science и Inventions в 1924 году думали, что наушники способны сделать домашнее задание огромной радостью. «Радио уроки скоро станут привычным делом, — размышляли эксперты, — и маленькая Мэри Джейн будет наслаждаться ими также, как сказкой на ночь».

Прошло чуть меньше ста лет, и нам доступны не просто аудио уроки, но полноценное дистанционное обучение с видеозаписями, скайп-конференциями и онлайн-тренажерами. Невероятное разнообразие онлайн-курсов, учебные каналы на YouTube, приложения по языкам, искусству и точным наукам, электронные учебники. Массовые открытые онлайн-курсы охватили уже 900 университетов и собрали 101 миллион пользователей со всего мира.

1958: Автоматическое обучение

Воскресный выпуск футуристического комикса Артура Радебо «Ближе, чем мы думаем!» в 1958 году предсказал, что студентов станет больше, а преподавателей меньше. Студенты будут сами контролировать посещение занятий, а большая часть обучения будет происходить через «звуковые фильмы и механические счетно-аналитические машины». Он был прав, но, хоть и ошибся в причинах. Сегодня размеры классов значительно выросли, и все меньше людей преподают. Однако, глобальная нехватка учителей больше связана с низкой заработной платой и международными сокращениями финансирования образования, чем с улучшением образовательных технологий.

Предсказание Артура Радебо о том, что технологии позволят отдельным ученикам продвигаться в своем собственном темпе, стало реальностью. Адаптивное обучение показывает бо́ льшую эффективность, чем традиционное, и массово привлекает инвестиции.

1956: Персональные компьютеры

В книге «К 2000 году: работа в прогрессе» когнитивный психолог Джордж Армитаж Миллер в 1965 году изложил свое видение будущего, в котором ученики должны знать гораздо больше, чем их предшественники. «По мере развития автоматизации и замены старых отраслей новыми, — писал он, — обучение не будет рассматриваться как выпуск из школы, а станет для всех образом жизни». Каков ключ к этому изменению? Персональные компьютеры. По мнению Миллера, они могут перевернуть качество образования на всех уровнях и сделать доступным для людей из всех слоев общества и уголков мира.

К концу прошлого года 98% школ США были оборудованы компьютерами с подключением к высокоскоростному интернету. Российские школы получат доступ к интернету к 2021 году.

1965: Электроды

Футуристы Герман Кан и Энтони Вайнер в 1965 году считали, что обучение можно улучшить с помощью стимуляции мозга электродами. Подобную технологию уже изучают, но долгосрочные последствия ее использования еще не ясны, и до регулярного использования в школе еще очень далеко.

1982: Летающие классы

В каталоге о будущем детей писательница Паула Тейлор переносит обучение из классов на воздушный корабль. «Занятия никогда не будут скучными на дирижабле! — обещает книга. — Представьте, что вы скользите по реке Амазонка в Южной Америке или возвращаетесь к путешествиям Улисса по греческим островам». Хоть сейчас школьники и не парят над Великими Пирамидами во время урока, система Google Earth Education приближает нас к такому опыту. А один английский колледж проводит занятия в автобусе. Не дирижабль, конечно, но тоже ничего.

1987: Конец университету?

«Такие университеты, как Нью-Йоркский, находятся на последнем издыхании», — сказал педагог Герберт Лондон журналу The Futurist в 1987 году, — и все это из-за либералов. Колледжи стали такими очагами марксизма, феминизма и позитивистских движений с 1960-х годов, что люди больше не захотят туда идти". Несмотря на нелестное предсказание, в настоящее время Нью-Йоркский Университет является крупнейшим частным университетом в США.

Вы читали интересные книги, в которых говорилось о будущем образования? Находили у фантастов упоминания про школы ХХII века или университеты на Марсе? Расскажите нам на news@edutainme.ru, и мы вместе составим еще один увлекательный материал.