1

«Cистема настроена на защиту двоечников»

Александр Чирцов, профессор физики ИТМО

Опубликовано: 08.10.2015


Профессор ИТМО Александр Чирцов рассказал, почему онлайн-курсы необходимы университетскому преподавателю, когда спонтанное развитие лучше регламентированного и каким хотелось бы видеть идеальный учебник по физике в XXI веке. Этой осенью на платформе Лекториум стартуют его курсы «Кинематика» и «Небесная механика».



Александр Чирцов

О роли двоечников в системе образования

Не открою большой тайны, если скажу, что сегодня российское образование существенно потеряло в качестве по сравнению с уровнем 1960-80 годов. Я это вижу по первокурсникам, две трети из которых приходят в вузы, где я преподаю, с высокими баллами по ЕГЭ, а на деле показывают недостаточное знание школьного курса физики.

Преподавателю в вузе и без того непросто: его лекционные часы постоянно стремятся урезать в пользу инновационных идей о «внедрении игровых форм обучения» и «самостоятельного творческого освоения материала». А уж когда большую часть драгоценного времени на занятиях мне приходится рассказывать о движении тела, брошенного под углом к горизонту, и других задачах, которые человечество успешно решило еще в доньютоновскую эпоху, и которые в начале второй половины прошлого века были доступны учащимся 8-ых классов, я с болью думаю о той трети студентов, которая вовремя выучила этот материал в школе, а в университет пришла за новыми знаниями. Но какова альтернатива? Оставить 2/3 аудитории недоученными и засыпать их на экзаменах удовлетворительными оценками?

Нынешняя система образования настроена на защиту интересов двоечников, а сильный студент, получающий «хорошо» вместо «отлично», не имеет права на пересдачу.

Если разобраться, нынешняя система образования настроена на защиту интересов двоечников. Вы вряд ли знаете, сколько существует нормативов и актов, гарантирующих слабым студентам возможность пересдачи проваленных ими экзаменов. А вот сильный студент, получающий «хорошо» вместо привлекающей его оценки «отлично», не имеет права на пересдачу. Нередко он упрашивает преподавателя поставить ему «неуд», для того чтобы получить второй шанс на оценку, соответствующую его уровню и амбициям.

И именно онлайн-курсы сегодня помогают преподавателю справиться с ситуацией вечного «ухода за неуспевающими» в университете. Они дают важнейшее, необходимое сегодня преимущество – возможность разумнее подходить к составлению учебной программы.

То есть, когда у меня под рукой есть вводный онлайн-курс по физике, я, наконец, могу твердо и честно предупреждать ребят, что в вузе буду читать лекции университетского уровня сложности. А если студент еще неуверенно «плавает» в школьной программе, он имеет возможность легко восполнить свои пробелы в образовании с помощью этого проверенного онлайн-курса во внеаудиторное время.

Когда у меня под рукой есть вводный онлайн-курс по физике, я могу честно предупреждать ребят, что буду читать лекции университетского уровня сложности.

Об идеальном гиперучебнике

На сегодняшний день абсолютное большинство русскоязычных технических курсов, которые я вижу, решают задачи дополнительного образования и переподготовки специалистов. Они популярны и стремятся охватить темы, пользующиеся спросом, но их нельзя соотнести ни со школьным, ни с университетским уровнем фундаментального образования.

На мой взгляд, это неверный путь развития. В идеальном курсе по физике, который я представляю себе в будущем, ступени среднего и высшего образования должны быть объединены в одну подвижную систему. Каждый урок в ней будет раскрываться на трех уровнях сложности: уровне хорошей школы, добротного технического вуза и специальной подготовки ученых в лучших университетах мира. В таком случае ученик действительно сможет самостоятельно строить сбалансированную индивидуальную траекторию развития в границах своих интересов. Если школьник или студент захочет большего, он всегда, как в игре, запросто перейдет на новый уровень. А если вдруг окажется, что твердая почва понимания начала уходить из-под ног – добро пожаловать вниз (вплоть до школьного уровня изложения)! Слегка обидно, но эффективно.

В идеальном курсе по физике ступени среднего и высшего образования должны быть объединены в одну подвижную систему.

Создание такого гиперучебника – трудоемкая задача. Попытки ее решить уже начались, но пока физико-математическому онлайн-образованию в России до этого далеко: оно все еще развивается слишком хаотично. И в этом есть свои плюсы.

О страхах перед будущим

За десятилетия становления онлайн-образования в российских университетах я был свидетелем и инициатором множества проектов: от виртуальной обучающей реальности до онлайн-игр. Эти экспериментальные формы пока не прижились в нашей стране, но работа над ними помогает делать курсы – единственный пока жизнеспособный вид онлайн-обучения – более авторскими и разносторонними.

Я помню, как разработка первого онлайн-курса в стенах ИТМО затянулась на несколько лет – и ее удалось завершить только силами людей, не выполняющих указания начальства, а искренне заинтересованных в этом проекте, ищущих неординарные подходы к подаче информации.

Я действительно очень боюсь регламентации онлайн-образования. Запуск национальной платформы онлайн-образования – интересное начинание, но любая индустриализация и стандартизация в образовании, на мой взгляд, плоха.

Если новая система будет настроена на разработку онлайн-курсов по разнарядке и начнет подгонять создателей по срокам, нас захлестнет волна халтуры.

Поскольку я записал уже два полноценных курса – «Небесная механика» и «Кинематика» – я знаю, сколько сил и времени уходит на производство качественного продукта. Поэтому если новая система будет настроена на разработку онлайн-курсов по разнарядке и начнет подгонять создателей по срокам, нас захлестнет волна халтуры. Лучший курс по физике был создан Ричардом Фейнманом, который согласился прочитать его всего один раз. Именно так и появляются хорошие вещи: без контроля и регламента.

3 вопроса к онлайн-образованию:

Сложность состоит в том, что, как и любая технология, онлайн-образование может быть использовано как для решения назревших проблем, так и для их усугубления. Я вижу несколько ключевых вопросов, которые нужно решить в ближайшее время, если мы хотим выстроить функциональную систему онлайн-образования.

Первое, что делает современный ученик, встречая незнакомое явление или понятие – пишет запрос в поисковике. И сразу попадает в поле нефильтрованной информации. В этом не было бы ничего плохого, если бы там его не поджидали «кулибины», которые предлагают «свое» прочтение теории относительности или закона сохранения энергии. Людей, занимающихся квазинаукой, очень много во всех областях. Противостоять получению ложной информации можно своими силами, но, к примеру, если даже в неблизких мне областях физики я в состоянии оценить компетентность лектора, то в биологии меня можно запутать. И как решить эту глобальную проблему – большой вопрос.

У нас нет абсолютного критерия истинности: любой прорыв в официальной науке поначалу встречается с недоверием и только со временем принимается сообществом. Как этот процесс научного и образовательного признания изменится с укоренением в нашей жизни интернета, я не знаю. Сейчас это, как и с книгами, происходит под действием авторитета автора, но этот механизм в будущем может измениться.

Вторая проблема связана со сдачей экзаменов по онлайн-курсам. Однажды я решил провести эксперимент и исключил из своих лекций тему «Гравитация», предложив студентам изучить ее на моем онлайн-курсе, а оценку за тест засчитать в качестве ответа на один из трех экзаменационных вопросов. И этот опыт оказался неудачным.

Однажды я решил провести эксперимент и предложил одну из тем лекционного курса изучать на моем онлайн-курсе. И этот опыт оказался неудачным.

Я заметил интересное распределение результатов финального теста в курсе: один пик ожидаемо пришелся на ноль баллов (значит, люди просто забросили занятия), а второй пик показал, что очень большое количество студентов ответили на 8 из 10 вопросов. Я прекрасно понимаю, как был получен такой результат: ребята просто совместно решали задачи. Когда затем на экзамене я видел, что у человека стоит хорошая оценка за онлайн-курс, а на мои вопросы по другим темам он ответить не может, я лукаво говорил: «Сейчас я вас вытяну. Уж гравитацию-то вы знаете хорошо, расскажите мне об этом». И, как правило, увы, не получал вразумительного ответа.

Но все эти вопросы для преподавателя решаемы, чего не скажешь о третьей проблеме – темпе технического прогресса. На наших глазах в ближайшие годы произойдет крах эры учебников. Когда онлайн-курсы смогут совмещать в себе симуляцию, виртуальные лаборатории, живой эксперимент, несколько уровней сложности и текст – это станет безальтернативным учебным пособием, и преподавателям придется вырабатывать принципиально новые виды взаимодействия со студентами. Готовы ли мы к этому сегодня? Нет, и у нас есть совсем немного времени, чтобы переосмыслить роли учителя и ученика.

Фото: Олег Зотов