1

Chromebook впервые обогнал iPad

Какие технологии нужнее школе?

Опубликовано: 17.11.2014


За последние три месяца Google Chromebooks стали самым продаваемым устройством для школы, обогнав даже iPad. По данным исследовательской компании IDC, хромбуки занимают 32% образовательного рынка, в то время как планшеты Apple – 31%. Вдохновившись этой новостью, Edutainme решили выяснить, что лучше подходит для обучения.

Ноутбук или планшет? Компьютер или доска с мелом? Не так давно Edutainme проводили опрос, в котором участвовало почти 800 человек. Читателей просили выбрать самые подходящие инструменты для работы в классе: планшеты, компьютеры, традиционную доску (а также учебники и тетрадки) или всё сразу, в зависимости от задач. Больше половины участников признались, что предпочли бы обойтись классическими средствами. Около четверти опрошенных выбрали компьютеры и ноутбуки, 15 процентов голосов досталось комплексным методам, а 10% - планшетам. Чтобы увидеть полную картину, мы обратились к мировой статистике и мнению экспертов.

Расстановка сил

Кажется, вариант «доска и тетрадки» в развитых странах уже всерьез не рассматривают. Бывают исключения, вроде знаменитой школы без технологий, куда отправили своих детей сотрудники Google, Apple, Yahoo и eBay, но это, похоже, следующий уровень. Если хватает гениальных учителей, учебников и оборудования, можно обойтись без компьютеров. Но это случается редко, а технологии хорошо компенсируют недостачу, вдобавок экономя время и силы. Сегодня мир делает выбор в пользу большей технологичности, и Россия в том числе: ФГОС призывает развивать цифровую грамотность, школы переходят на электронные доски, дневники и учебники .

iPad или Chromebook?

По предварительным оценкам, американские школы потратили на технологии в 2014 году до 10 миллиардов долларов – около трети этой суммы пошло на компьютерные устройства. Примерно 58% образовательного рынка США составляют ноутбуки, а остальное – планшеты (данные агентства Futuresource Consulting). Интересно, что в прошлом году было наоборот: iPad лидировал, пока не началось активное развитие Chromebook (и уже тогда хромбуки занимали 29.4% рынка, в то время как обычные ноутбуки – 28.6%). Именно на них – простые и дешевые компьютеры, работающие на Chrome OS – всё чаще делают ставку школьные администраторы.

iPad и Chromebook: кто кого

С самого начала легкий, красивый и простой в использовании iPad считался удачным решением для школ. Теперь это кажется еще очевидней – приложения по любым школьным предметам насчитываются сотнями, а удобные редакторы позволяют учителям разрабатывать курсы и интерактивные учебники. Тем не менее, появление хромбуков изменило картину: в них было то, чего не хватало айпадам – дешевизна и гибкость управления.

По сути, хромбук – это устройство, в котором нет ничего, кроме браузера. Вроде бы слишком просто, но политика Google способствует тому, что экосистема образовательных приложений развивается постоянно и стремительно. В начале лета магазин Google Play for Education начал работать не только на планшетах Android, но и на хромбуках. В том числе, и это способствовало тому, что уже в конце июля корпорация объявила о миллионе ноутбуков, проданных за три месяца.

Сегодня доля Chromebook на рынке в разы больше, чем пару лет назад

Особенно показательная история объединенного школьного округа Лос-Анджелеса, за разворачиванием которой мы следили с осени 2013 года. Началось всё с громкого заявления руководителей округа: они обещали выдать iPad каждому школьнику, потратив на инициативу $30 миллионов. Сразу после начала программы часть айпадов украли, многие были взломаны, неожиданно кончились лицензии. Вдобавок оказалось, что на планшетах сложно сдавать экзамены: экран маленький, а клавиатура не очень хорошо взаимодействует с устройством. Финал – в июле 2014 года было решено отказаться от затеи. В школы закупили шесть видов ноутбуков, включая хромбуки. Эта история еще не закончена и довольно запутана, но были и другие случаи.

Для школ в Хиллсборо, штат Нью-Джерси, учебный год 2012-2013 оказался экспериментальным. Желая выяснить, на что лучше потратить бюджет, администрация округа выделила школьникам 200 iPad и столько же Chromebook. В конце года, когда были выслушаны отзывы учителей и преподавателей, все планшеты решили продать и приобрести 4600 хромбуков. Причины всё те же – деньги и удобство. Так как Chrome OS предполагает работу в облаке, файлы легко копировать, сохранять и открывать на разных устройствах. Вдобавок планшеты, как признавались ученики, ассоциируются скорей с играми, чем с учебой (и вряд ли эти игры образовательные).

Какой из этого можно сделать вывод? Несмотря на то что талантливые учителя могут прекрасно обходиться традиционными средствами, при появлении планшетов они, скорее всего, задумались о новых возможностях. Хромбуки проигрывают айпадам по некоторым параметрам, но стоят дешевле, легко управляются и дают больше выбора. Как минимум, это повод обратить на них внимание. Что работает лучше, получится понять только на практике – когда использовать технологии начнут повсеместно, можно будет провести опрос еще раз.

Саша Милякина, Маша Канатова