1

Умное освещение, теплица на крыше и мобильный принтер: что изобретают московские школьники

Опубликовано: 23.05.2019


Государство уделяет все больше внимания развитию технических навыков у детей и подростков: открывает новые технопарки, создает профильные IT-классы, меняет подход к преподаванию технологий. Что получается у школьников, имеющих доступ к программам и оборудованию? Рассказываем о шести интересных проектах учеников московских школ.

Мобильный принтер

Десятиклассник школы № 1368 изобрел карманный матричный принтер. По размеру он напоминает книгу и может полностью заменить обычный большой принтер. Устройство печатает на бумаге любого размера, передвигаясь по листу на колесиках.

Школьник собрал и запрограммировал робота на базе платформы Arduino. Это набор плат и программных средств для робототехники. Корпус напечатал на 3D-принтере. У изобретения пока нет пользовательского интерфейса — команды приходится задавать с помощью программного кода, но автор работает над созданием драйвера для компьютера.

На рынке есть разные модели компактных принтеров для печати фотографий, но принтеров-бегунков пока нет. С 2013 года такой принтер разрабатывали специалисты Иерусалимского технологического университета, но их проект Zuta Pocket Printer так и не вышел на рынок.

Одной из задач проекта было сделать карманный принтер недорогим. Пока что автору это удается. Общая стоимость деталей не превышает шести тысяч рублей — это как раз средняя цена минипринтеров для фотографий.

Учет рабочего времени

Одиннадцатиклассник школы № 2117 автоматизировал учет рабочего времени. Это существенно облегчило жизнь бухгалтеров школы. Раньше они каждый месяц тратили время на то, чтобы вручную вносить данные о сотрудниках и часах их работы в Excel. Школьник использовал встроенный в Excel язык программирования Visual Basic for Applications и написал программу, которая формирует таблицы на основании данных и автоматически производит нужные подсчеты.

Теплица на крыше

Десятиклассники инженерного и медицинского классов школы № 1354 «Вектор» создали на крыше школы умную теплицу. Устройство автоматически регулирует полив, освещение, проветривание и температуру. Изменить настройки можно через компьютер.

Теплица позволяет даже в московском климате вырастить экваториальные растения. Школьники планируют вырастить стевию — растение, из которого делают сахарозаменитель для больных сахарным диабетом.

Умный переход

Восьмиклассник кадетского класса школы № 2065 создал проект наземного перехода, который умеет предупреждать пешеходов об опасности. Оборудование, установленное на переходе, с помощью длины звуковой волны анализирует скорость движения транспорта. Датчики знают, с какой скоростью должен ехать автомобиль, чтобы успеть затормозить перед переходом. Если машина несется с большой скоростью, и ее тормозной путь будет слишком длинным, переход сообщит пешеходу об опасности звуковым сигналом и миганием красных фонарей.

Похожий проект придумали девятиклассники школы № 853. В их варианте переход контролирует движение с помощью защитных барьеров. Они поднимаются и опускаются в зависимости от того, кому (машинам или пешеходам) разрешен проход.

Разные компании в России и в мире уже разрабатывают умные переходы и внедряют их современных городах. В России первый переход с датчиками движения появится в Калужской области.

Мебель на 3D-принтере

Ученики школы № 1391 придумывают и печатают на 3D-принтере дизайнерскую мебель. Это куда сложнее, чем напечатать обычный геометрический предмет вроде пирамиды — нужно продумать каждый элемент и написать программу, чтобы задать траекторию движения печатающей головки. Последнее увлечение ребят — необычные настольные лампы.

Экономное освещение

В школе № 2120 десятиклассник придумал, как уменьшить потребление электричества. Школьник взял за основу обычные датчики движения из ламп, которые загораются, реагируя на перемещение человека. Он подключил датчик не к лампе, висящей над проходящим человеком, а к находящейся впереди по ходу движения. Таким образом, при движении человека свет загорается впереди него и гаснет у за спиной. Школьник собрал работающий макет, запрограммированный на Arduino, и предложил установить освещение в школе. По его подсчетам, используя изобретение, школа сможет сэкономить около 7500 рублей в месяц.

Маргарита Тимофеева