1

Что нужно хорошему
образовательному стартапу

Опубликовано: 14.04.2014


Основатели Wikispaces Джеймс Байерс и Адам Фрей хорошо знают о проблемах образовательных стартапов. А еще они знают, как понравиться миллионам учителей, точнее, тридцати пяти миллионам. Edutainme прочитали напутствие молодым предпринимателям и выбрали из него самое важное.

Статья «Как преуспеть в образовательных технологиях» начинается строго, но справедливо: большинство образовательных стартапов обречены на провал. Одни предприниматели просто гонятся за модой и берутся за работу без подлинного интереса к образованию. Другие не умеют строить эффективные бизнес-модели или боятся брать деньги со своих пользователей. Третьим проще изобретать велосипед, чем проводить исследования и узнавать, что действительно нужно преподавателям и студентам. Но некоторые стартапы совершат революцию. И именно они меньше всего похожи на обычный интернет-бизнес.

Многие проекты пытаются привлечь аудиторию без разбора и какого-либо институционального подхода. Байерс и Фрей считают, что успешный edtech-стартап — это тот, который повышает успеваемость студентов, дает учителю удобные инструменты для работы и помогает школам и вузам работать эффективней. Их подход несколько отличается от того, что практикуют в Кремниевой долине. Вот семь факторов, на которые следует обратить внимание.

Джеймс Байерс и Адам Фрей

Страсть

Вы обязаны всерьез увлекаться образованием и быть готовы потратить десяток лет перед тем, как вздохнуть спокойно.

Кажется, что этого требует любая отрасль. Но нет — в edtech-сфере путь особенно тернист. Впереди у вас длинные и неопределенные бюджетные циклы, бюрократия на этапе закупок, микро- и макрополитическое давление, недостаток ресурсов, консерватизм, ужасающая конкуренция (с одной стороны — прижившиеся гиганты, с другой — тысячи новичков). На борьбу с внешними условиями могут уйти годы. Впрочем, есть и хорошая новость: как только вы завоюете интерес людей, их энтузиазм и доверие могут привести к невероятному росту. Если вы уверены, что ваш стартап на самом деле помогает студентам и учителям, значит, впереди большие свершения.

Модель

Просто однажды начните брать деньги.

Конечно, бесплатным приложением можно порадовать многих, но кто-то должен платить по счетам. Этим кем-то должен стать ваш пользователь. Если люди сами просят номер счета, значит продукт действительно достойный. Часто приходится слышать контраргумент: делайте все бесплатным, привлекайте сотню миллионов пользователей и лишь потом задумывайтесь о деньгах. Такая модель работает в социальных сетях, где главным источником доходов является реклама, но не в образовании. Продажа данных о студентах и преподавателях маркетинговым компаниям, разработчикам приложений, контент-провайдерам — рискованный путь: есть большой соблазн предоставлять все больше и больше информации тем, кто за это платит.

Горизонтальный маркетинг

Начните «снизу».

Образовательная среда не особенно дружелюбна. Учитель не станет использовать сомнительные инструменты, но, если ему понравился продукт, он, скорее всего, расскажет о нем коллегам и ученикам. Новички жалуются, что очень сложно обратить на себя внимание через прессу. Часто к медиа обращаются слишком рано, и получают неустойчивый всплеск интереса, который совершенно неэффективен. Пресс-релизы и PR-кампании лучше оставить на потом, когда нужно будет ускорить развитие. Самое важное для начала — личные рекомендации. Есть много способов определить, с кого можно брать деньги, с кого нет: алгоритмы определения чувствительности, отслеживание времени, которое пользователь провел на сайте, и другая аналитика. Лучше, правда, просто узнать, действительно ли учителю интересен ваш проект.

Связи

Кто отвечает на сообщения, звонки или твиты?

Для молодой компании нет валюты более ценной, чем отзывы реальных пользователей о том, что работает в сервисе, а чего лучше бы их глаза не видели. Отвечайте всегда и всем — так вы сможете бесплатно получить важную информацию о сервисе. Покажите, что вы живые люди, а не роботы. Лучше этим озаботиться, пока у вас есть пара тысяч подписчиков и время, чтобы всем отвечать. Помните: наиболее уязвимыми вы станете, когда у вас начнется головокружение от успехов и появится реальная опасность потерять фидбек, который нужен, чтобы идти дальше.

Уважение

Главная проблема edtech-предпринимателей — мышление продавцов.

Можно участвовать в госзакупках и просить поддержки у государства, а можно пойти напрямую к учителям. Вы никогда не задумывались, почему софт на вашем компьютере стоит пару сотен долларов, а для школы — несколько тысяч в год? Дело в том, что компании учитывают затраты на отдел продаж и маркетинг. Пока университет купит программу, пройдет много времени, переговоров, сменится не один менеджер, обслуживающий сделку, и инженер, настраивающий все купленное. Гораздо лучше, чтобы деньги, которые тратятся на всю эту процедуру, оставались в карманах клиентов или шли на поддержку продукта. Не прячьте ценники, будьте гибкими в вопросах способов оплаты, предлагайте клиентам самим выбирать услуги, за которые они готовы платить. И, конечно, всегда давайте попробовать, никому не нужен кот в мешке.

Стабильность

Когда edtech-компания закрывается, это ударяет по многим.

В школах бюджеты расписаны на несколько лет вперед, и каждая копейка на счету. Если купленная услуга прекращает существовать, значит, нужно переобучать учителей и переписывать бюджет. А студентам придется привыкнуть к новым заданиям и материалам. Сказать легко, но все-таки: стройте надежные компании, которые вынесут испытание временем и будут работать в любых финансовых, политических и инфраструктурных условиях.

Институты

Стройте институты.

Последнее время все только и говорят о том, как угодить студенту, чтобы тот начал учиться. У Байерса и Фрея другое мнение на этот счет. Главное — не успеваемость, а новые институты, пусть даже и переделанные из старых. В Wikispaces не считают, что с государственными учреждениями работать невозможно. Напротив, именно такие институты являются источником инвестиций и, одновременно, основным клиентом инновационных стартапов. Нужно стараться повысить их эффективность: начать хотя бы с учителей, с которыми нужно работать бок о бок, поскольку только они расскажут, каков продукт на деле.



О Wikispaces

Wikispaces — коллаборативная платформа, где школы, классы или отдельные ученики и учителя могут создавать сайты, учебные проекты, портфолио и учиться. Проект основан в Сан-Франциско в 2005 году командой из 11 человек. По словам основателей Джеймса Байерса и Адама Фрея, компания начала свою работу без инвестиций и поднялась благодаря маркетингу «снизу».


Джеймс Байерс, Адам Фрей
Тэги:
Манифест