1

Как это устроено: дистанционные конкурсы

Опубликовано: 13.10.2015


Даже школьная программа может вызвать бурный интерес, если немного переставить акценты. Вадим Ковалев, основатель Электронной школы Знаника, поделился опытом проведения дистанционных конкурсов для школьников. На сегодняшний день в них приняли участие более 350 тысяч учеников из 85 регионов России и СНГ.



Вадим Ковалев

Математические дистанционные конкурсы Знаники объединены в цикл и проводятся в течение всего учебного года. Школьники 4-9 классов могут вступить в игру на любом этапе: для этого нужно зарегистрироваться самостоятельно или всем классом с помощью учителя. На выполнение дается около двух недель, после чего работы сканируются, загружаются в рабочий кабинет и отправляются на проверку. Участвовать в конкурсах можно как бесплатно (каждый ребенок получает электронный сертификат участника), так и с внесением оргвзносa – тогда участнику присылают электронный и бумажный диплом с указанием количества набранных баллов, а также проверенную работу с комментариями методиста. Мы выделили 5 приемов, благодаря которым удалось заинтересовать детей изучением математики.

Соревнование

Проверенный способ мотивировать школьников к углубленному изучению предмета, которым пользуются многие учителя в своей практике – устроить соревнование. Знаника организует массовые конкурсы, в которых может участвовать любой ребенок, независимо от уровня подготовки и успеваемости. Достоинства метода проявляются особенно сильно, когда в игру вступают не отличники и хорошисты, а середнячки – те, кто часто числятся отстающими в силу отсутствия мотивации к обучению. У них появляется возможность проявить себя, завоевать авторитет и уважение одноклассников.

Совет: Оценочная система конкурсов и предметных олимпиад даёт возможность отмечать участников по нескольким параметрам: награждать не только за правильный ответ, но и за самое креативное решение, самое длинное или самое короткое. Учителя тоже могут использовать этот инструмент в собственной практике. Ведь педагог всегда знает, кому можно немного завысить оценку, чтобы стимулировать интерес, а кому поставить намеренно низкий балл; когда разумнее отметить нескольких победителей, а когда выделить одного.

Поддержание связи

Три математических конкурса Знаники взаимосвязаны и объединены в серию, но присоединиться можно на любом этапе. Подход, при котором между разными этапами проходит несколько недель, формирует неразорванный игровой цикл. Элемент игры снижает «серьезность» и в тоже время повышает мотивацию. Этапность соревнований даёт возможность выделить нескольких победителей, каждому проявить себя, а также поддерживать соревновательную атмосферу, а значит и мотивацию, на протяжении всего учебного года.

Совет: Организовывать не единовременные, а цикличные предметные олимпиады, конкурсы в несколько ступеней, этапов. Но таким образом, чтобы за время перехода от одного этапа к другому у участников не терялся интерес.

Время подумать

Формат традиционных очных олимпиад требует скорости, но мы решили пойти по другому пути, давая ребенку время подумать, попробовать решить задачу разными способами, проверить решение на практике, понять, что математика – это прикладная и полезная в жизни наука.

Совет: При организации олимпиад делать ставку на процесс, а не результат, создать комфортные для размышления условия. Смысл мероприятия – вовлечь ребенка в образовательную игру, вызвать интерес к самостоятельному изучению предмета.

Прикладные вопросы

Мы предлагаем интересные житейские задачи: например, сколько рулонов обоев нужно, чтобы обклеить комнату. Лишних рулонов остаться не должно, комната у каждого своя. И только в процессе решения школьник понимает, что на окна, дверь и стену за шкафом клеить не надо. Все как в жизни. Предполагается, что ребенок проведет некоторую исследовательскую работу: начнет измерять комнату, возможно, попросит совета у родителей. Цель таких задач – добиться от ученика применения логики, нестандартного и пространственного мышления, научить школьника использовать полученные знания для решения житейских вопросов.

Совет: При составлении подобных задач следует учитывать индивидуальный момент, чтобы у каждого участника был свой уникальный предмет исследований.

Электронный документооборот

Отправка решений, их проверка и обратная связь должны происходить так быстро, чтобы ребенок не потерял интерес к участию в ожидании результатов. Это особенно важно, когда речь идет о массовых конкурсах в масштабе всей страны. Оперативно собрать решения участников конкурсов со всех уголков России, проверить, а потом отправить результаты и дипломы было бы сложно без электронной системы документооборота.

Совет: Масштабировать конкурсы в географическом формате. Привлечь к участию как можно больше учеников, независимо от уровня подготовки. И, конечно, использовать силу современных цифровых технологий.

Примеры задач конкурса

Для 4-5 классов: В бутылке, стакане, кувшине и банке находится молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, а сосуд с лимонадом находится между кувшином и сосудом с квасом, в банке - не лимонад и не вода. Стакан находится около банки и сосуда с молоком. Как распределены эти жидкости по сосудам?

Для 6-7 классов: Жильцы пятнадцатиэтажного дома пользуются лифтом и для спуска, и для подъёма. Если нет вызова и лифт свободен, то он автоматически направляется на некоторый определённый этаж. На какой этаж надо направлять лифт, чтобы среднее время ожидания лифта всеми жильцами было наименьшим?

Для 8-9 классов: В лесу растут деревья цилиндрической формы. Связисту нужно протянуть по лесу провод из точки А в точку В, расстояние между которыми равно l. Докажите, что для этой цели связисту достаточно иметь кусок провода длиной 1,6l.

Другие дистанционные конкурсы:

  • КИТ – конкурс по информатике среди российских школьников;
  • Золотое руно – игровой конкурс по истории мировой художественной культуры;
  • Инфознайка – конкурс по информатике и информационным технологиям;
  • Ребус - международный математический конкурс для школьников 1-11 классов.
  • Вадим Ковалев