1

Инженерные курсы по Skype

Как персонализировать техническое образование?

Опубликовано: 15.06.2016


Онлайн-образование – это не только массовые курсы и видеоролики. Взяв на себя трудновыполнимую задачу, лаборатория Dystlab решила обучать инженеров по Skype. И, кажется, получилось. Основатель проекта Виталий Артемов рассказывает, как персонализация помогает исправить недостатки технического образования.



Виталий Артемов, основатель лаборатории Dystlab

О недостатках классического образования

Главная проблема технических вузов — нехватка профессиональных преподавателей. Когда выпускник университета проходит отбор в аспирантуру, времени на практику не остается. Учебная нагрузка (и смежные обязанности) практически не позволяют преподавателю заниматься саморазвитием, не говоря уже о материальной стороне вопроса. Так, в изоляции от инженерной отрасли сменяются целые поколения преподавателей. Это катастрофа: сложно чему-то учить будущих инженеров, не выполнив в своей жизни ни одного реального проекта.

В изоляции от инженерной отрасли сменяются целые поколения преподавателей, и это катастрофа.

Быть может, нужно просто позвать опытных инженеров в вузы – пусть они и учат студентов? Чтобы отвергнуть эту мысль, достаточно взглянуть на уровень вузовских зарплат. Даже в грубом приближении: доход инженера среднего звена сегодня превышает доход преподавателя в 2, 3 и более раз. Поскольку на базе государственной (классической) системы эта модель не работает, нужно создать такую систему, в которой инженеру захочется принять участие, работать и делиться опытом. Лаборатория социальных инноваций «Dynamics & Structures, Lab.» создала, поддерживает и развивает такую систему.

Об возможностях Dystlab

Идея онлайн-курсов Dystlab Education очень проста: любой практикующий специалист из области STEM может стать тьютором – разместить на сайте программу своего курса, преподавать его онлайн и зарабатывать. При этом инженеру не нужно бросать основную работу, преподавание смещается в область проектной деятельности, а аудитория состоит из мотивированных студентов. Всего в нашей лаборатории разработано более 50 курсов по разным направлениям: архитектура, инженерные сети, строительство, промышленность, металлургия, энергетика, дизайн, информационные технологии и пр.

dystlab.png

Главной особенностью обучения является персонализация. Тьютор работает со студентами по отдельности, поэтому каждый новый курс отличается от предыдущего. Более 65% тьюторов являются инженерами, которые никогда и нигде не преподавали, однако имеют богатый опыт, которым может похвастаться далеко не каждый доцент или профессор. Когда в центре обучения оказываются задачи студента, методика преподавания отходит на второй план. Получив нужные технические знания, слушатели курсов могут начинать практиковаться и работать в своей отрасли еще на этапе обучения.

Более 65% тьюторов никогда и нигде не преподавали, однако имеют богатый опыт, которым может похвастаться далеко не каждый доцент или профессор.

О методике инженерного онлайн-образования

Так как в нашем случае инструменты вторичны, мы применяем один из самых простых — Skype. Тьютор связывается со слушателем, и они общаются так, как будто сидят за одним столом. С практической стороны, всё довольно просто и естественно: более опытный коллега помогает менее опытному разобраться в особенностях профессиональной деятельности. Но такой подход требует максимальной включенности тьютора: в зависимости от потребностей слушателя, программа обучения постоянно корректируется, а темп занятий меняется. В учебном процессе тьюторы Dystlab не ограничены только голосом, а используют демонстрацию экрана, презентации, виртуальные лаборатории, видеоматериалы, статьи, книги и другие ресурсы.

Всё довольно просто и естественно: более опытный коллега помогает менее опытному разобраться в особенностях профессиональной деятельности.

Один из основных принципов Dystlab – не давать абстрактных знаний, не привязанных к реальной жизни. Все предлагаемые курсы ориентированы на практику. Даже в таких классических дисциплинах, как «Сопротивление материалов» или «Теоретическая механика», изложение материала сопровождается примерами из той или иной инженерной отрасли. При этом, мы не занимаемся мотивацией слушателей. Если студент не ставит перед собой определенных целей или плохо понимает, где он будет применять полученные знания — вероятнее всего, мы порекомендуем ему отложить обучение. Тьютор Dystlab является проводником для инженера в информационном пространстве и помогает ему выбрать правильный путь в отдельно взятой технической отрасли.

Виталий Артемов