1

Энциклопедия образовательных технологий

10 поразительных фактов из истории образования: от Сократа до Coursera

Опубликовано: 02.04.2015


Первые дистанционные курсы появились еще в середине XIX века, а массовое обучение по видеолекциям чуть не ввели в СССР. Edutainme представляют самые поразительные факты из истории MOOC, приложений и гаджетов.

edX, Coursera и Udacity – не первые платформы с MOOC

Платформе Fathom суждено было так и остаться фантомом.

Мало кто знает, что первые MOOC появились задолго до того, как были воздвигнуты главные столпы современного образования - Coursera, Udacity и edX. Опыты начала нулевых стали историей после бума онлайн-обучения в 2012 году. Историей короткой и забытой, но, тем не менее, заслуживающей внимания. В 2000 году Университет Колумбии начал за плату предлагать онлайн-курсы звездных лекторов для всех желающих. На проект Fathom вуз потратил более $20 миллионов, но так и не привлек ожидаемое количество слушателей – платформа закрылась в 2003 году. AllLearn, основанный Оксфордом, Йелем и Стэнфордом, просуществовал с 2001 по 2006 год; на сотню курсов записалось около 10 тысяч человек. В 2003-2004 годах правительство Великобритании потратило 62 миллиона фунтов на проект UKeU, объединивший онлайн-программы дюжины британских университетов. К несчастью, платформа прогорела, не набрав и тысячи студентов. Большинство курсов, предлагаемых Fathom, AllLearn и UKeU, были платными, но по сущности мало отличались от того, что придумали через десять лет.

Еще Сократ критиковал новые образовательные технологии

К книгам Сократ относился скептически – память нужно тренировать.

Полемика о новых технологиях в образовании началась еще в античные времена. В платоновском диалоге «Федр» мы встречаем дискуссию о том, какие последствия может иметь технология письма для образования и культуры. Говоря о книгах, Сократ настроен скептически: «В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою». По мнению древнего мыслителя, от письменных текстов мало пользы – они говорят одно и то же всем читателям, поэтому никого не учат. Что за учеба без персонализации!

DynaBook – прообраз iPad, изобретенный за 40 лет до него

Алан Кэй со своим изобретением.

В начале 1970-ых годов американский программист Алан Кэй создал прототип DynaBook, персонального компьютера для детей всех возрастов. В то время это было мало представимо: компьютеры стоили целое состояние, занимали отдельные помещения и использовались только учеными и военными. Задумка Кэя была грандиозной – устройство должно было быть легким, дешевым, совмещать возможности для хранения информации и инструменты для ее обработки. Конечно, DynaBook так и не запустили в производство, но через 40 лет появился iPad, во многом воплотивший идеи ученого. Правда, как отметил сам Кэй, в устройстве Apple нет главного, что делает компьютер персональным – несмотря на обилие возможностей, система остается закрытой.

Первый симулятор был создан в 1777 году

Сейчас с помощью симуляторов учат и водить, и оперировать.

Сегодня большую часть школьных опытов можно проводить в виртуальном режиме: существуют не только интерактивные модели, но и целые симуляционные лаборатории. Считается, что первый симулятор был сконструирован в 1777 году для решения задачи Буффона – нужно было выяснить, какова вероятность того, что игла, брошенная на пол из параллельных досок, упадет поперек границы между этими досками. В Первую мировую войну на симуляторах учили кавалеристов, а после изобретения компьютера – космонавтов и летчиков. Теперь же можно научиться водить любой автомобиль (а также трактор, поезд и автобус), имея при себе только телефон или планшет.

В СССР чуть было не ввели обучение по видеолекциям

На образование в формате видео в СССР делали большую ставку.

Если родитель видеолекций на Coursera – учебные фильмы, которые ставили в школах на уроках, то самый давний предок – образовательная кинолента, выпущенная во Франции в 1898 году. Новинка добралась до СССР к 1920-ым годам: Ленин объявил кино «важнейшим искусством», и отечественные методисты обратились к фильмам в поисках простоты и наглядности. Подумывали даже заменить бумажные учебники киноальманахами. Возможно, на этом месте в истории России могла бы случиться еще одна революция – образовательная – но тенденция пошла на спад. Почувствовав, что их присутствие в классе значит всё меньше, учителя начали сопротивляться процессам кинофикации. К началу 1930-ых школьное кино сдало позиции, и наглядность надолго уступила место твердому слову учебника.

Предок Duolingo и LinguaLeo появился в конце 1970-ых

Speak & Spell – ближайший предок современных образовательных гаджетов.

Американский мини-компьютер Speak & Spell во многом напоминает современные образовательные приложения. Маленькие портативные машинки, выпускавшиеся с 1978 по 1992 год, состояли из клавиатуры, экрана, синтезатора речи и разъема для картриджа – можно было вставлять модули с разными играми. В базе Speak & Spell хранилось более двух сотен сложных слов: электронный голос повторял фразы, помогая улучшить навыки чтения и понимания текста. Помимо этого, существовала математическая версия Speak & Math – она насчитывала пять игр и около 100 тысяч задач. Игрушка предлагала ребенку лет решить задачку, говорила, что делать дальше и давала подсказки.

История патентования в США началась с устройства для обучения чтению

Так выглядела одна из первых машин для обучения школьников.

Предположительно, первый патент в истории Америки был выдан в 1809 году Х. Чарду – автору устройства для обучения чтению. Годом позже С. Рэндалл запатентовал аппарат, помогающий учиться писать. Более сложные устройства начали появляться с 1866 года, когда Хальцион Скиннер презентовал устройство для обучения правописанию. Ученик мог поворачивать рычажок, пока на месте пропуска в слове не появлялись нужные буквы. К первой трети XX века в Америке было зарегистрировано еще 600-700 патентов на образовательные технологии – большинство из них изобрели люди, к образованию не имеющие никакого отношения.

В 1960-ых образовательные гаджеты продавали по квартирам, как ножи и пылесосы

MinMax разносили по домам как ножи или пылесосы.

Первая волна интереса к образовательным гаджетам захлестнула мир в 1960-ые годы. Тогда в Америке даже появились специальные торговцы, которые ходили по домам и предлагали свой товар. Если сейчас они продают, чаще всего, ножи, пылесосы и косметику, то в те времена прямо на дому можно было купить устройства для обучения чтению, счету и письму. Например, среди них был MinMax – машинка производства энциклопедического издательства Grolier. Устройство, напоминавшее свиток в коробочке, обучало математике, физике, статистике, испанскому, немецкому и «даже таким сложным языкам, как русский и иврит». Один курс содержал примерно 2700 вопросов: нужно было прочитать задание, написать свой ответ и тут же проверить его правильность на следующей странице.

Дистанционное образование практиковал апостол Павел

Апостол Павел отличился во многих областях – даже в нашей.

Есть мнение, что обучение на расстоянии ведет свою историю чуть ли не от апостола Павла, который рассылал поучения по храмам разных стран. В 1840 году метод перенял английский сэр Айзек Питман, который решил провести курс стенографии по переписке. С XIX века британские студенты получили возможность дистанционно учиться в нескольких университетах и колледжах, а в Америке появилась система удаленного обучения для женщин. С 1930-ых лекции стали транслировать по радио, а вскоре появились и телевизионные курсы. Если попадалась слишком сложная тема, можно было обсудить детали с учителем по телефону. Новая технология пригодилась в тех регионах, где плотность населения на единицу площади была не особенно велика. Так она работает и по сей день (конечно, с использованием интернета) - например, в кочевых школах Севера.

Разработчики начала XX века геймифицировали образование с помощью конфет

Автоматический учитель, изобретенный Пресси.

Прообразом современных онлайн-тестов (а то и учителей-роботов!) можно назвать удивительное устройство Teaching machine. Конструкцию, предназначенную для выполнения заданий и их мгновенной проверки, в конце 1920-ых изобрел американский психолог Сидней Пресси. В окошке машины студент видел предложение с пропуском, предлагал свой вариант и, прокручивая ручку, получал правильный ответ. Устройство работало в двух режимах: во время теста оно подсчитывало правильные и неправильные ответы, а в режиме обучения не переходило к новому вопросу, пока ученик не ответит правильно. К машине можно было приделать коробочку с конфетами – автомат выдавал их в качестве поощрения.

Саша Милякина, Маша Канатова
Источники: FB, Wikimedia, Aubrey Daniels Institute, Lambaliha, Hastac