1

Edtech Insight: будущее

Опубликовано: 12.01.2016


Как в российских школах относятся к новым образовательным технологиям? Какие опасения и надежды связаны с электронными учебниками и интернетом? Какую роль играют социальные сети, видеоигры и воспоминания о «великом советском образовании»? Цель заключительной части Edtech Insight — выяснить, как участники образовательного процесса представляют себе цифровую обучающую среду, и в чем эти идеи отличаются.

Директора о плюсах и минусах цифрового обучения

Главной характеристикой образовательной среды для школьных администраторов, будь то директора или завучи, стала её эффективность. Наиболее популярными оказались идеи о том, что новые технологии смогут объединить по интересам детей из разных школ и городов, а также обозначить связанность различных предметов.

Вторая группа идей ассоциируется с современностью образовательной среды. Причём, этот фактор оценивается как позитивно («Такой способ передачи знаний больше соответствует сегодняшним реалиям»), так и негативно: «Такая система обучения разрушит остатки великого советского образования». Другой важный тезис — «Цифровая образовательная среда подрывает устои»: как считают некоторые администраторы, играм не место в классе и «ничто не может быть полноценной заменой бумажной книге».

Часто негативные факторы оказываются скорее субъективными. Высказывания о практичности образовательной среды получили не меньший отклик. Директоров и завучей привлекла возможность быстро обновлять содержание электронных материалов, ставить непредвзятые оценки и повышать мотивацию учеников.

Выделенные факторы нельзя поделить на строго негативные и позитивные оценки. Например, фактор «неготовность к цифровой образовательной среде» означает лишь то, что администрация школы не рассчитывает на значительные перемены в ближайшие годы. Речь идёт как об инфраструктурной неразвитости, так и о необходимости проведения масштабной переподготовки педагогов. Нынешним завучам и директорам подобный инструмент представляется инновационным и порой даже слишком.

Если выделять три наиболее популярных среди администраторов высказывания, то ими станут: «нынешняя образовательная система не готова к переменам», «Цифровая образовательная среда сможет объединить по интересам школьников всей страны» и несколько крамольное — «при такой высокотехнологичной системе можно обойтись вообще без учителей».

Учителям не хватает обратной связи

Учителя, соглашаясь с высказываниями об эффективности образовательной среды, чаще имели в виду возможность получать моментальную обратную связь от ученика и следить за его прогрессом. Именно это представляется им особо важным фактором для повышения качества образования. Хотя онлайн-образование часто обвиняют в ущемлении коммуникативной составляющей обучения, некоторые сервисы ориентированы именно на её развитие.

Большую поддержку среди учителей получил тезис о том, что цифровая среда может подорвать устои в российских школах. Для таких преподавателей учеба — это возможность отвлечь детей от вредных для здоровья компьютеров. Учителя также соглашались, что цифровая среда подходит только для решения административных задач, но никак не педагогических. Остальные ответы сводятся к тому, что цифровая образовательная среда является современным и инновационным инструментом, но в наших школах применять такое пока рановато.

Одна из парадоксальных находок исследования: чем старше учитель, тем он меньше переживает о «устоях» и больше верит в эффективность цифровой образовательной среды. Более опытные педагоги также оценивают возможность её внедрения выше, чем учителя со стажем менее десяти лет.

Родителей беспокоит здоровье

Среди положительных качеств образовательных сред родители отметили большую свободу для учебы, а также возможность моментально увидеть результаты контрольной и более эффективно провести работу над ошибками.

Кроме рассмотренных выше факторов, родителей беспокоит ещё один: «Цифровая среда вредна для ребёнка». У тех, кто видит своих детей у монитора чуть не с рождения, беспокойство возникает уже к начальной школе: а что если компьютеров в жизни школ станет слишком много? Вопрос здоровья школьников волнует родителей не меньше инфраструктурной готовности или эффективности с точки зрения педагогики. Некоторые отметили, что с помощью такой среды «можно только получать знания, но нельзя научиться дружбе». Неготовность школ и инновационость цифровой образовательной среды оказались одинаково важными факторами как для администраторов и учителей, так и для родителей.

Менее всего неготовность инфраструктуры волнует респондентов из Москвы и деревень. При этом наибольшими реалистами оказались жители Санкт-Петербурга и менее населённых городов. Возможно, что у москвичей есть для этого основания, а вот деревенские родители априори уверены в любых адаптационных возможностях школы. Кроме того, среди родителей, равно как и среди учителей, главными энтузиастами образовательных технологий оказались люди старшего возраста.

«Ботаники» и «геймеры» не склонны поддерживать революцию образования

В зависимости от ответов, школьники были объединены в три условные группы: «энтузиасты», «ботаники» и «геймеры».

В первую группу вошли самые оптимистично настроенные школьники. Одни рады поменять устаревшие школьные модели («Наконец-то! школы безнадёжно отстали от жизни»), другие просто основываются на личных ощущениях: «Я был бы счастлив, если учебники заменят играми», «Такая среда поможет избежать повторения устаревших знаний, она будет постоянно обновляться». Среди других плюсов выделялись большая свобода для ученика и честность цифрового оценивания.

В группе «геймеров», как ни странно, перспектива цифровизации обучения не вызвала особого энтузиазма: эти ученики согласились с тем, что образовательные игры никогда не станут такими же интересными, как обычные. Многими из них игры воспринимаются как отдельный мир, куда не хочется пускать ни родителей, ни учителей. То есть, не стоит ориентироваться на тезис: «Дети любят компьютеры, так что любой учебный материал в цифровом интерактивном формате их увлечёт». Не все школьники с готовностью станут учиться, если авторы уроков попробуют сделать их более веселыми и современными. Необходима проработка всего содержания курса, а также педагогических принципов, лежащих в его основе.

В группе «ботаников» скепсис был связан совсем с другими опасениями. Этот тип школьников характеризуется привязанностью к фигуре учителя — они скорее не готовы к тому, чтобы учёба становилась менее «серьёзной». Особый отклик получили такие высказывания, как: «Для учёбы мне необходим контроль со стороны учителя», «Игры и фильмы не смогут столь же понятно преподнести материал, как в традиционной лекции» и «Интернет не научит дружбе».

Среди девочек сравнительно больше «ботаников» (41%), то есть тех, кто опасается, что из-за цифровой образовательной среды школа потеряет в качестве. А в числе мальчиков немного больше «геймеров» (38%) — тех, кто не хочет потерять монополию на игры, интернет и развлечения. «Энтузиастов» же в обоих группах оказалось примерно поровну — около трети. Если говорить о возрастном определении, то процент «геймеров» значительно снижается к выпускным классам, когда для старшеклассников, утомленных подготовкой к экзаменам, все методы хороши. Процент «ботаников», напротив, постепенно повышается с возрастом, так как ставки при поступлении уже более высоки.

Стоит сказать, что названия групп являются достаточно условными: только половина «ботаников» назвали себя в другом вопросе отличниками, а среди тех, кто постоянно играет в игры, больше не «геймеров» (35%), опасающихся за свои развлечения, а «энтузиастов» (37%), убеждённых в эффективности цифровой образовательной среды. Самое значительное отличие от общей выборки заключается в том, что почти половина «ботаников»-скептиков никогда не играют в игры. Так же, как и с учителями, цифровые технологии вызывают опасения у тех, кто ими никогда не пользовался в своей учебной или педагогической практике. Поэтому непоколебимость этой позиции вызывает сомнения.