1

Edtech Insight: методология

Опубликовано: 01.02.2016


Edtech-Инсайт — всероссийское исследование современной системы школьного образования, проведенное журналом Edutainme совместно с сетью Дневник.ру и Институтом психологии РАО. Первый материал рассказывает о методологии исследования.

С начала 2014 года проводился первый пробный этап исследования, в рамках которого было опрошено несколько сотен школьников и их родителей. Вторая волна охватила уже 25 974 школьника, 219 директоров школ, 3855 учителей и столько же, 3960, родителей. Результаты основного этапа исследования были разделены на две части: о современном состоянии российских школ, об использовании цифровых технологий и о будущем образовательной системы.

В опросе приняли участие не только москвичи — их доля в общей выборке составила лишь десятую часть. Более половины участников (68% администраторов, 55% учителей) живут в городах и посёлках с населением до ста тысяч человек. При этом большинство опрошенных родителей и школьников (66%) — из крупных городов с населением от ста тысяч до нескольких миллионов.

Методология исследования Edtech Insight была разработана при участии специалистов Института психологии РАО. Для участия в опросе мы пригласили четыре группы респондентов: школьников, родителей, учителей и администраторов. Опрос проводился в образовательной сети Дневник.ру, на сайте Edutainme, в социальных сетях и самих школах.

В общей сложности каждый из участников ответил на три десятка закрытых и открытых вопросов. Две трети опрошенных школьников учатся в 5-9 классах, причём девочек среди них чуть больше, чем мальчиков. Среди родителей значительный процент составляют женщины от 31 до 50 лет с одним или двумя детьми школьного возраста. Учителя — преимущественно женщины со стажем до 5 лет (19%), 5-10 лет (14%), 10-15 лет (45%), более 15 лет (22%). Чаще всего нам отвечали преподаватели начальных классов и математики, а также информатики, иностранных языков, русского языка и литературы. Среди администраторов 90% составляют директора школ с педагогическим стажем более шести лет. Оставшиеся 10% — чиновники, завучи и методисты.

Финальная часть исследования была посвящена представлениям о цифровой образователь ной среде будущего. Для этих целей мы решили применить более глубокую технологию, понимая, что у каждого может быть собственное представление о такой среде. Отвечая на стандартные вопросы, участники исследования оценивали бы разные объекты: кто-то обучающие видео, кто-то электронные учебники, а кто-то онлайн-лаборатории.

Чтобы избежать подобной проблемы, сначала мы собрали разнообразные высказывания экспертов о цифровой образовательной среде. В роли экспертов выступали исследователи, педагоги, психологи и разработчики образовательных приложений и сервисов. Затем самые частотные тезисы были собраны в один список из 23 пунктов: участникам опроса предлагалось оценить степень своего согласия или несогласия с каждым из них.

Выборка: школьники

Выборка: родители

Выборка: учителя

Выборка: администраторы