1

Образование как бизнес: выбираем нишу

Опубликовано: 10.02.2017


К 2016 году количество онлайн-студентов в России превысило миллион человек. Пока рынок уверенно растет, это хорошая возможность для новых проектов. Андрей Ковалев, основатель образовательного холдинга «Смарт Консалт», открывает серию статей о том, как выйти на рынок образования и заработать.

Андрей Ковалев

Выход на рынок

Выйти на образовательный рынок вполне реально, даже имея всего 100-150 тысяч рублей на старте. При этом даже отсутствие такой суммы не означает закрытую дверь. В 2010 году я начинал совсем с нуля, но всё получилось: первый же запущенный курс принес с этого момента около 14 миллиона рублей. Сегодня возможностей меньше не стало, даже наоборот.

Окунувшись в новую для себя сферу, большинство людей сталкиваются с одной и той же проблемой: информации по теме очень много, но она в основном бессистемна. За что браться, непонятно. Технические платформы, вебинары, создание контента, таргетированная и контекстная реклама, рассылки, продажи, упаковка, конкуренты – целый калейдоскоп новых знаний и навыков, которые надо быстро получить. Что делать?

Прежде всего, не торопиться и избежать самой распространенной ошибки новичков – броситься писать сам курс и готовить учебные материалы. Увы, это путь к ненужным потерям времени, денег и сил. Перед тем как приступать к созданию образовательного продукта, необходимо провести серьезную аналитическую работу. Прежде всего, выбрать свою нишу. Правильно выбранная ниша – это фундамент, который позволяет дому надежно стоять и в ветер, и в дождь.

Выбор ниши

Во-первых, важно понимать, с кем вы на самом деле будете работать, для кого создаете курс и зачем. Это должен быть осознанный выбор. Клиенты не должны попадать к вам случайно, и не все подряд, а именно те, которых вы для себя выбрали. В таком случае намного проще и дешевле становится их находить, обслуживать и удерживать.

Во-вторых, намного проще продвинуться в узкой нише. Например, легче стать лидером по подготовке к определенному экзамену, чем пытаться объять весь рынок обучения английскому языку. Если не выбрать узкую нишу для старта, придется конкурировать с абсолютно всеми на этом рынке. Это выльется в ценовые войны, демпинг и другие неприятные вещи. Узкая ниша позволяет работать спокойно и быстрее наращивать экспертизу.

Критерии выбора ниши:

1. Потребность («Им надо»)

У вашей целевой аудитории есть проблема. Не та, которую вы придумали, а настоящая, которую они очень хотят решить. Чем сильнее боль у потенциальных клиентов, тем привлекательнее ниша. Для стоматолога выгоднее те клиенты, у которых уже заболел зуб, так же и в любой другой нише. На курсы подготовки к ЕГЭ отправляют, когда скоро поступление, на онлайн-курсы похудения охотнее идут те, у кого лишний вес, и так далее.

2. Решение («Я помогу»)

Можете ли вы помочь аудитории с их проблемами? Если нет – то ищем дальше. Если да – то движемся к следующим критериям. Трезво оценивайте свои силы. Если не уверены, попробуйте помочь нескольким представителям ниши в тестовом формате, бесплатно или за символическую плату. Если получилось, значит, и другим вы сможете помочь. Опять же, выбирайте прежде всего тех, кому вы можете помочь лучше, чем другим – это повысит ценность вашего предложения.

3. Платежеспособный спрос («У них есть деньги»)

У вашей аудитории должно быть достаточно денег. Неразумно пытаться продавать курс за 10-15 тысяч аудитории со средним месячным доходом в 30-40 тысяч. Клиенты готовы отдавать обычно около 10% своего месячного дохода на полезное обучение, реже – 20-30%, если им очень актуальна тема. Если вы можете решить проблему, но денег у аудитории нет – это благотворительность. Тоже хорошо и полезно, но мы говорим о бизнесе.

4. Ниша по душе («Мне нравится»)

Кто-то скажет, что это не относится к бизнесу, однако я не соглашусь. Вам должно нравиться то, что вы делаете. Ниша, люди, работа. Если всё это не нравится, надолго вас не хватит. Да и какой смысл выбирать нелюбимую нишу, когда обязательно есть любимая? Никакой проект не застрахован от конкуренции и кризисов. Тех, кто пришел в нишу только за деньгами, с большой вероятностью смоет с рынка. Важно сразу выбирать то направление, которым вы будете заниматься несмотря на возникающие сложности.

Если вы нашли нишу, в которой есть проблемы, готовы их решить, а ваши клиенты – за это платить, то можно начинать. Следующие статьи будут посвящены тому, как тестировать нишу и под нее создавать онлайн-курс.

Андрей Ковалев