1

Учебник английского своими руками

Опубликовано: 19.06.2015


Кэтрин Высокова – методист и преподаватель английского языка. Получив сертификаты TKT и CELTA, она уехала в Японию, где преподает уже семь лет. Сейчас обучает преподавателей вузов и руководит собственной компанией TEN: Teaching English Now. Кэтрин рассказала Edutainme о том, как провести небольшую реформу образования своими силами и начать учить по-новому.
Кэтрин Высокова

Чаще всего я работаю с переводчиками, лингвистами, филологами и другими людьми, которые сдали тест на знание языка, но не имеют серьезного опыта преподавания. Некоторые из них учились педагогическим приемам, но давно, и это заметно в планировании: много «старой школы», нет привычки четко следовать заданиям, создавать собственные материалы. Главная задача – перейти со старой школы на новую, где значение имеет всё: методика, вокабуляр, организация работы в группах и так далее.

Большинство стандартных учебников рассчитаны на «среднего студента», поэтому их приходится персонализировать – адаптировать под конкретного ученика или группу. Фактически каждый преподаватель пишет свой собственный учебник. И, если постоянно поднимать планку, можно научиться создавать материл, по качеству не уступающий коммерческим учебникам.

Советы для учителя будущего

Картинки

Казалось бы, поиск иллюстраций для урока – простая вещь, поскольку в интернете можно найти всё что угодно. Тем не менее, я часто встречаю в планах уроков фотографии плохого качества или с водяными знаками, поэтому такие материалы приходится отправлять на доработку. 

В подборках Huffington Post можно найти немало примеров для обсуждения.

Преподавателям я советую выбирать только очень красивые, яркие и неоднозначные фото. Для этого можно просмотреть интересные интернет-издания, коллекции лучших фото за год (где, кстати, бывают полезные комментарии о фото на английском языке). Хорошие примеры часто находятся в подборках Huffington Post, The Guardian, World Wide Interweb.

Видео

С видео тоже бывают недопонимания: преподаватели привыкли работать с адаптированными или обучающими роликами, а я прошу их найти аутентичные. Но как подобрать материалы, которые подойдут и для низкого, и для среднего уровня? Однозначного ответа нет: удачные видео находятся совершенно по разным каналам и запросам в Youtube. Лучше сразу настроиться на долгий поиск – придется отсмотреть и отсортировывать много неподходящего материала. Например, видео бывают слишком фривольными, быстрыми, сложными, с плохим звуком или совсем без слов и т.д. Но в итоге обязательно что-то найдется – и, надо сказать, преподавателям русского как иностранного приходится гораздо сложнее.

Тексты

Важный момент – создание собственных текстовых материалов. К сожалению, многие преподаватели не владеют Word на таком уровне, чтобы можно было делать интересные и красивые раздаточные материалы. При этом множество эффектных приемов из коммерческих учебников легко можно повторить. После создания собственных курсов у меня накопился такой опыт, и им я делюсь на тренингах: преподаватели шлют мне свои материалы, а я их вычитываю и корректирую.

Множество эффектных приемов из коммерческих учебников легко можно повторить.

Дополнительные материалы

Не все знают, что многие издатели коммерческих учебников выкладывают дополнительные материалы на собственных сайтах. Например, New English File предлагает целую серию бесплатных заданий онлайн флеш-игры на вокабуляр, диктанты, упражнения на грамматику, произношение, предлоги и многое другое. Там же есть редактор тестов, где преподаватель может выбрать только нужные ему темы из учебника и составить тест по ним. Эти упражнения можно давать и на уроках как быструю разминку, и в качестве домашнего задания. Кстати, очень рекомендую посмотреть коллекцию ссылок в разделе Weblinks: там собрано много аутентичного материала.

Новые форматы

Уроки по учебнику, пусть даже и собранному самостоятельно, полезно разнообразить «выходом в свет» – то есть, в реальный мир. Пока у немногих преподавателей есть большой опыт в проектной работе, потому что все специализируются на «юнитах» или «уроках»: прошли один, а на следующем занятии другой. Мне же нравится американская система, подразумевающая вдумчивую работу над проектами: это дает студентам гораздо больше, чем поурочное изучение грамматики и новых слов.

Пока у немногих преподавателей есть большой опыт в проектной работе, потому что все специализируются на «юнитах».

Например, недавно я делала проект, в рамках которого студенты готовили собственные исследования на тему здоровья. Одна преподавательница мне подсказала сайт Health Month: студентам можно зарегистрироваться и пройти интересный квест.

Health Month: сайт с увлекательными заданиями на тему здоровья.

Беспроигрышный вариант – блоги. Для студенческих проектов я открыла сообщество в LiveJournal: там я выкладывала небольшое задание, а студенты его выполняли в комментариях. Кстати, это удобно и с точки зрения хранения и повторного использования материала, потому если проставить понятные тэги, можно использовать те же посты и с другими студентами. Вот один из примеров: я сделала необычное фото на нашей улице, где в зарослях кустарников стояла брошенная ржавая машина, вся обвитая плющом. Потом студенты писали истории на эту тему – были очень интересные варианты, например, про зомби-апокалипсис.

Хорошо пробовать новые форматы: к примеру, на моих курсах роль интерактивного учебника часто выполняет онлайн-доска. Их существует много, но я предпочитаю пользоваться RealtimeBoard. При наличии фантазии, на такой онлайн-доске можно создавать задания разного уровня для одновременной работы в группе. Например, один студент отвечает на один вопрос, а другой работает с картинками на доске, а потом они проверяют друг друга. Или студенты выполняют письменные задания, каждый своё. Преподаватель при этом видит всё в режиме онлайн – может контролировать процесс и помогать по ходу.

Как планировать уроки по-новому:

  1. Навести порядок в компьютере. Завести папки с четкими однозначными названиями, например, «группа такая-то учебник такой-то» и приучиться называть материалы по одинаковому принципу, например «название задания – уровень – группа». Разложить материалы по уровням или по принципу «вокабуляр», «грамматика», «speaking» и т.д.

  2. Расписать план урока, включая туда:

    • аутентичные видео и статьи и свои материалы к ним
    • задания на онлайн-досках
    • игры и задания с сайта учебника или с других обучающих сайтов
    • задания в социальных медиа, на новостных и прочих сайтах
  3. Сделать большой документ, куда можно сохранять ссылки на видео, поскольку их иногда удаляют из Youtube, и материалы из сети.


Желаю всем хороших и интересных уроков!

Кэтрин Высокова