1

«Был школьником, стал гендиректором»

Как школьник из Ростова создал компанию по подготовке к ЕГЭ

Опубликовано: 04.06.2018


Первокурснику соцфака Николаю Близнецову 18 лет. Год назад, в 11 классе, он, вместо того, чтобы как все готовиться к выпускным экзаменам, открыл собственную компанию по подготовке к ЕГЭ. Первые выпускники Examis сдали тесты на 80+. Сейчас компания обучает четырем предметам более 200 учеников, довела зарплаты учителей до 30 тысяч рублей и собирается обогнать лидеров рынка подготовки к ЕГЭ за год.

Николай явно знает себе цену. Его стена ВКонтакте пестрит мотивирующими постами о предпринимательстве и рекомендациями — вероятно, для потенциальных последователей. «БЫЛ ШКОЛЬНИКОМ, СТАЛ ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ!» — под таким заголовком он описывает итоги своего 2017-го года.

Edutainme поговорили с ростовском предпринимателем и узнали, как готовить к ЕГЭ в игровой форме, вложив всего 40 тысяч рублей.

О создании

Работать над этой идеей я начал еще в 11 классе, это был февраль. Мысли, что я хочу сделать стартап, крутились давно. Я посещал лекции акселератора «Южный IT-парк», он входит в 10 лучших в России по версии РБК. Так вот, в связи с очередным набором к ним я и стал думать об этой идее. Они развивают проекты от стадии идеи до готового прототипа. Поэтому мне удалось попасть к ним с мыслью о том, что мой проект будет связан с ЕГЭ и будет использовать игровые механики. Окончательное видение проекта сформировалось уже в процессе.

На старте нас было двое: я и Руслан Семешко, мой ровесник из параллельного класса. С февраля по апрель мы прорабатывали идею, занимались анализом рынка и потребностей наших клиентов под руководством IT-парка. Начали собирать команду — искать учителей и разработчиков для мобильного приложения. К моменту запуска первого марафона в команде было уже четыре человека.

Я как основатель проекта работал по всем фронтам. Делал лендинг, занимался дизайном, оформлением, продвижением, продажами, взаимодействием с клиентами, помогал в составлении заданий и загружал их в наши группы и в чат-бота, все взаимодействие проходило через него. При этом я успевал готовиться к экзамену. Руслан помогал, чат-бота создал наш разработчик, тоже школьник, он тогда учился в 10 классе. Только один человек был старше нас — наш учитель-методист, который составлял задания. К сожалению, он потом покинул проект. Сейчас нас двенадцать.

О деньгах

Сначала деньги были нашей больной темой. С точки зрения финансов до конца января этого года мы больше тратили, чем зарабатывали. Тестировали различные модели рекламы, запускали анонсы, чтобы найти учителей. Понемногу мы потратили почти 40 тысяч: там тысячу, там две тысячи, там 500 рублей. Все это деньги из моего личного кармана. Деньги, которые дарили родители на праздники или которые я зарабатывал на фрилансе.

Я не жалел ни о чем, просто двигался дальше. Набрался опыта и понял, как можно эффективно продвигать свой продукт. В середине января взял последние свои 10 тысяч и вложил в рекламу. С продаж реинвестировал половину, в конце февраля у меня уже было в 8 раз больше денег. Результат неплохой, но пока это не история про деньги.

Мы ставим человека в такие условия, где он просто вынужден работать, иначе он покинет игру без права на возвращение

Практически половина уходит на зарплаты, а половина опять в рекламу. За 4 месяца активных продаж я забрал из проекта всего лишь 6-7 тысяч. Потратил их на разные курсы и лекции. Стипендия и эти деньги позволяют мне обучаться и улучшать свой продукт. А вот преподаватели спокойно получают 12-30 тысяч, в зависимости от популярности предмета.

Участие в марафоне платное, с этого года мы немного подняли цены. В зависимости от уровня, занятия стоят 1500 — 2500 руб. Весь месяц занятий по цене нескольких у репетитора.

О системе

ЕГЭ марафон — интенсивный онлайн-курс, который позволяет повторить весь необходимый на экзамене материал за один месяц. Я бы даже сказал, что это больше, чем курс. Это полноценная система организации своего времени и процесса подготовки к ЕГЭ на один месяц. Помимо образовательного материала, сюда включены соревновательные и игровые механики. Последний месяц подготовки — последний забег, поэтому надо выжать из него максимум. Мы ставим человека в такие условия, где он просто вынужден работать, иначе он покинет игру без права на возвращение. В прошлом году у нас все участники написали русский на 80+ баллов. Это высокая планка, поэтому в этом году мы хотим работать только с теми, кто стремится к результату и готов работать для его достижения, а не ищет волшебную таблетку.

Если говорить более конкретно, то весь марафон делится у нас по неделям. Каждую неделю проходит 3-4 онлайн-урока, длительность может быть разной, зависит от темы и предмета. Минимальная планка — час, может дойти до двух или трех. На них учитель максимально интересно и понятно рассказывает необходимый материал. Учителя — молодые ребята, студенты, которые сами сдали ЕГЭ выше, чем на 90 баллов. Математику, например, у нас ведет человек, которому удалось все 3 предмета сдать на максимум, на 100 баллов. В прошлом году таких ребят на всю Россию было всего 21.

Мы хотим работать только с теми, кто стремится к результату и готов работать для его достижения, а не ищет волшебную таблетку

Теорию надо закрепить, поэтому каждый день мы даем домашнюю работу — десять или больше заданий из первой части. Надо зарабатывать максимум баллов в первой части, чтобы работать над более сложными заданиями. У нас два уровня в марафоне: Easy и Hard. Участникам «харда» даются еще задания второй части с проверкой.

Мы даем баллы за посещение, просмотр занятий и за выполнение заданий. Именно за решенные задания, а не за правильные ответы, ведь их можно всегда найти в поисковике, это будет нечестно. Да и к тому же, ошибаться — это нормально. Без ошибок не получится подготовиться на высокий балл. Мы планируем присуждать разное количество баллов за разную степень выполнения домашней работы. 10 заданий — обязательная планка, если решаешь больше — получишь больше баллов. Для набора дополнительных баллов будем делать дополнительные интерактивные задания в нашей закрытой группе. Возможно, какие-то квесты, пока еще думаем над этим. Собираешь игровые баллы — попадаешь в рейтинг, люди из первых строчек рейтинга получат приятные и полезные призы. Некоторым из них мы дадим денежный приз (учишься и еще зарабатываешь на этом), некоторым призы от партнеров, пока разговариваем с ними насчет этого.

Именно такая комплексная система подготовки с игровыми механиками и отличает нас от других проектов. В апреле, в общей сложности, у нас занималось 70 человек. На майский марафон записалось более 200. Марафон стартовал 1 мая, предметы: русский, математика, обществознание, биология, химия.

О планах

Я всегда хотел создать что-то масштабное и интересное, но так редко бывает. Сначала нужно освоить узкий сегмент. Так я выбрал ЕГЭ. Самое близкое для меня и несложное в реализации с точки зрения финансовых целей. Тут легко можно заработать деньги при правильном подходе, несмотря на большую конкуренцию.

Если нам подражают крупные игроки, значит у нас есть шанс вырваться вперед

Я считаю, что уже сейчас, при небольшом масштабе проекта, мы занимаем значимую позицию на рынке. Наши ученики присылают переписки с нашими конкурентами, приятно видеть, что многие переходят от них к нам. Более того, эти конкуренты пристально за нами следят и активно перенимают наши решения и идеи. Если нам подражают крупные игроки, значит у нас есть шанс вырваться вперед.

Сейчас выраженного лидера на рынке ЕГЭ нет. Пока я могу выделить только 3 проекта, которые делают больший упор на интересные занятия. У них молодые преподаватели, которые могут рассказать материал в интересной форме. Самый крупный — Вебинариум, потом идет Умскул, а потом мы. Если судить по размеру аудитории, мы совсем немного отстаем от двухлетнего Умскула. Взять, например, обществознание: наша группа по этому предмету за полгода набрала 12 296 подписчиков. Умскул — 16 125, существует ровно на год больше, чем мы.

С того момента, когда я делал все и везде, прошло достаточно много времени и объем моих задач в проекте снизился. Я планирую делегировать большую часть того, что я делаю сейчас, другим людям.

Examis будет расширяться. В планах — создать образовательную платформу, которая будет посвящена обучению тому, чего не дают в школах. В школах не учат бизнесу, в школах не учат маркетингу, дизайну, роботостроению, видеоблоггингу. Фантазия может далеко разгуляться, можно придумать большое количество курсов. Главные вопрос — какие из этих курсов будут наиболее востребованы. Именно выяснением этого вопроса мы и займемся в ближайшее время.

Мы ориентируется на партнерство с крупными образовательными организациями. Уже сейчас у нас есть контакты с руководителями компаний Яндекс.Просвещение, SkyEng.

Николай Близнецов