1

Формула идеального онлайн-курса

Интервью со специалистом по педагогическому дизайну Coursera Андрейной Париси-Амон

Опубликовано: 17.08.2015


Андрейна Париси-Амон — специалист по педагогическому дизайну крупнейшей платформы для онлайн-курсов. В силу своей должности она знает всё об аудитории Coursera и формуле идеального MOOC. Edutainme поговорили с ней, чтобы узнать о секретах успешных онлайн-курсов и стратегии их прохождения.

— Начнём с общего вопроса: как онлайн-курсы изменили педагогику в целом?

— Прежде всего, использование мультимедийных материалов из онлайн-курсов добавляет иное временное измерение на уроках. Например, обсуждая с учениками глобальное потепление, мы можем показать им ускоренное видео, на котором запечатлено таяние ледников за последние десять лет. Более важным фактором для преподавателей может быть возможность анализировать данные о поведении сотен и тысяч учеников, которые собираются по ходу прохождения MOOC. Это позволяет уверенно отбирать лучшие педагогические практики. В то же время в онлайн-классе собираются очень разные люди, что позволяет им обучать друг друга, делиться опытом — это тоже влияет на образовательный процесс, мотивированные ученики получают возможность играть более активную роль.

Большинство MOOC могут выступать в роли готового набора инструментов: вы можете позаимствовать тестирования, видеоматериалы или способы сбора аналитических данных и встроить их в своё преподавание по отдельности.

Возможность анализировать данные о поведении сотен и тысяч учеников, которые собираются по ходу прохождения MOOC, позволяет уверенно отбирать лучшие педагогические практики

— А какие, по-вашему, в современной цифровой педагогике слепые пятна?

— К сожалению, пока нам не удаётся выработать универсальных рекомендаций, как подготовить действительно хороший онлайн-курс. Поэтому каждый раз нам приходится идти рука об руку с преподавателем. Например, если мы предварительно знаем о том, какая аудитория будет у курса, то его можно соответственно подготовить. Но таких предсказывающих алгоритмов пока не разработали.

Вторая основная проблема — как удержать внимание ученика. Во-первых, в виртуальном классе мы никогда в точности не понимаем, в какой момент ученик слушает внимательно, а в какой — он говорит с соседом по комнате или изучает другую вкладку в браузере. Во-вторых, сам интернет устроен так, что внимание при просмотре страниц рассеивается, ничто не способно удержать вас на странице от того, чтобы не перейти по какой-нибудь любопытной ссылке. Именно поэтому стимулы для мотивации слушателей должны быть изначально вшиты в MOOC ещё до запуска.

— Есть ли всё-таки у вас универсальные рекомендации для университетов-партнёров при подготовке курсов? Или каждый раз приходится экспериментировать с вовлечением слушателей и решением других проблем?

— Одна из универсальных закономерностей, верная для всех создателей курсов — студентов мотивирует описание тех навыков, которые они в итоге получат. Чёткое описание целей занятий всегда увеличивает ценность курса в восприятии слушателей. Второй общий совет может прозвучать глупо, но заинтересованность самого преподавателя в теме занятий очень и очень важна. Именно от них увлечённость передаётся студентам.

Одна из универсальных закономерностей, верная для всех создателей курсов — студентов мотивирует описание тех навыков, которые они в итоге получат

— Во многих статьях утверждается, что онлайн-обучение эффективнее традиционного. При этом упускается из виду тот факт, что записавшиеся по своей воле на MOOC студенты изначально более мотивированны. Сталкивались ли вы с историями, когда онлайн-курсы помогали в учёбе двоечникам?

— Нам сложно оценить успеваемость наших слушателей в учебных учреждениях. Тем более, что большинство из них уже давно окончили университеты. Но я абсолютно согласна, что слушатели онлайн-курсов изначально более мотивированная и активная аудитория, чем обычные студенты.

— Не могли бы вы описать усреднённый портрет слушателя Coursera?

— Сейчас мы можем поделить нашу аудиторию на две больших группы: те, кто видит в онлайн-образовании возможность продвинуться по карьерной лестнице и те, для кого образование является в некоторой степени самоцелью. Если очерчивать границы, то среди наших слушателей больше мужчин и больше обеспеченных людей, а наиболее распространённый возраст — это от 28 до 40 лет.

Если тема цепляет, то на MOOC запишутся многие и большая часть из них пройдут всё до конца

— И какие из этих отличий влияют на стиль прохождения MOOC?

— Мне сложно говорить о каких-либо зависимостях, но мы наблюдаем, что чуть ли не самым важным фактором является тема курса. Неважно, какими регалиями обладает преподаватель или на кого ориентирован MOOC. Если тема цепляет, то на него запишутся многие и большая часть из них пройдут всё до конца. При этом я бы не сказала, что тема должна быть обязательно интересной и любопытной. В последнем случае вам захочется посмотреть все видео или прочитать их расшифровки, но вы едва ли станете выполнять задания и проходить тесты. Так что технически заинтересованность в теме никак нельзя назвать залогом успешного прохождения курса.

— Какое поведение студентов вы можете назвать предпочтительным при прохождении MOOC?

— Тут есть важный момент, касающийся не только онлайн-курсов, но и остальных образовательных форматов. Мы всегда хуже усваиваем информацию в больших объёмах зараз. После изучения чего-то нового, необходимо дать возможность нашему сознанию впитать и обработать полученную информацию. А для идеального учебного процесса после усвоения всю информацию надо повторить. Всю ночь без остановки лучше смотреть сериалы на Netflix, а образовательные материалы стоит изучать небольшими порциями, возвращаясь к пройденному.

Всю ночь без остановки лучше смотреть сериалы на Netflix, а образовательные материалы стоит изучать небольшими порциями, возвращаясь к пройденному

— А как вообще пользователи попадают к вам и выбирают один из множества курсов?

— Чаще всего люди просто набирают в поисковике нужную им тему, например, науки о данных, и так попадают прямиком к нам в каталог. Привлекая слушателей к нам на курсы, приходится продумывать, как сформулировать тему и описание курса, чтобы тексты совпали с потенциальными формулировками студентов, ищущих информацию по этим темам. Фраза «магия данных» может показаться эффектным названием для MOOC, но никто не станет вбивать такой запрос в Google.

Привлекая слушателей к нам на курсы, приходится продумывать, как сформулировать тему и описание курса, чтобы тексты совпали с потенциальными формулировками студентов, ищущих информацию по этим темам

— Упомянутый MOOC, посвящённый наукам о данных, был одним из самых массовых в истории. Есть ли способы обустроить общение и взаимодействие огромного количества студентов?

— Инструменты для проектной деятельности в ходе онлайн-курсов пока ещё на начальном этапе разработки. В первую очередь этому мешают разница в часовых поясах, пространственном нахождении и даже степени усердия, которое уделяется для прохождения курса. В конце концов, MOOC — это асинхронный медиум, в отличие от телевидения и радио.

Тем не менее есть много примеров, когда студенты очень активно взаимодействуют и учат друг друга. Так, один из наших студентов даже разработал плагин для Google Hangout, чтобы в нём удобнее было беседовать большому количеству учащихся на одном онлайн-курсе со всего мира. Тогда оказалось, что чем разнообразней был состав участников беседы, тем более результативной она оказывалась. Вот в таком коллаборативном онлайн-образовании мы видим будущее Coursera и стараемся двигаться в этом направлении. Но пока онлайн-инструменты для коллаборации и проектной деятельности ещё слишком слабо развиты.

Чем разнообразней состав участников обсуждения на форуме, тем более результативным оно оказывалось

— Можно сказать, что в онлайн-образовании формируется тренд по превращению сообщества в учебный план.

— Да, определённо мы двигаемся в этом направлении.

— В чём вы видите принципиальное отличие между теми, кто проходит один курс (не важно с сертификатом или без) и теми, кто заканчивает десять и более курсов? Что мотивирует студентов последовательно заниматься онлайн-образованием?

— По нашим наблюдениям большая часть таких последовательных онлайн-учащихся — это люди из отдалённых участков цивилизации, где у них практически нет других вариантов получить качественное образование. Другой фактор, позволяющий отделить наиболее прилежных и мотивированных слушателей онлайн-курсов — это их вовлечённость в обсуждения на форумах и общение с другими учащимися. Принадлежность к определённому сообществу заставляет их возвращаться на нашу платформу вновь и вновь. Постепенно наиболее активные участники Coursera создают вокруг себя что-то вроде экосистемы: приводят к нам своих друзей, заводят новые знакомства со слушателями из других стран и городов и так далее.


Алексей Морозов