1

Global Conflicts

Видеоигры по социологии, истории и географии

Опубликовано: 27.09.2013


Датская компания Serious Games Interactive специализируется на разработке образовательных видеоигр для студентов. Мы изучили Global Conflicts — самую известную серию, посвященную современным политическим конфликтам.

Что это такое

Армия обороны Израиля готовит операцию по поимке палестинца, подозреваемого в терроризме. Афганская школа находится на грани закрытия из-за регулярных угроз, поступающих в адрес руководства. На мексикано-американской границе убита девочка. Сюжетные завязки каждого эпизода Global Conflicts похожи на заголовки новостных сообщений, а сами игры, как выясняется немногим позже, моделируют процессы, стоящие за созданием журналистских репортажей.

Устройство Global Conflicts напоминает популярные ролевые игры вроде Fallout: нужно контролировать персонажа, помогая ему выполнить задание. Но если коммерческие проекты обычно крутятся вокруг развития абстрактных характеристик героя и расширения его боевого потенциала, то Global Conflicts акцентирует внимание на общении. Например, в палестинском сценарии игроку предстоит тщательно изучить ситуацию с разных сторон, собрать правильные цитаты и, в конце концов, составить публикацию для своей газеты (причем, важно не только отразить суть событий, но и соответствовать редакционной политике).

Игру называют смесью социологии, истории, географии и media studies. Разработчики не склоняют игрока ни на одну из сторон: каждая игра дает представление о разных точках зрения и оставляет право выбора и оценки за играющим. Вдобавок, в сюжетах затрагиваются и более глубокие проблемы: палестинский сценарий пытается провести черту между терроризмом и борьбой за свободу, а мексиканская история обращает внимание на вопросы иммиграции. Эпизод Child Soldiers, рассказывающий о детях-солдатах в Уганде, дает представление о концепции прав человека, а Sweatshops, посвященный фабрикам-потогонкам Бангладеша — о процессах глобализации.

Как это работает

Каждая часть Global Conflicts спроектирована как часть образовательного процесса: в эти игры, конечно, можно поиграть и дома, но в классе толку будет больше. Разработчик предлагает разделить урок на четыре части:

1. Введение

Преподаватель дает ключевые вводные, рассказывая о предыстории конфликта. Например, в афганском варианте предлагается пройти краткий курс новейшей истории — от советско-афганского конфликта до наших дней, упомянув движение Талибан, «Аль-Каиду» и атаки 11 сентября 2001 года. Помимо исторической справки, учитель объясняет, чем студенты будут заниматься в игре.

2. Игра

Студенты разбиваются на пары и проходят игру — длительность эпизодов Global Conflicts не превышает 45 минут.

3. Обсуждение

Участники объединяются по четыре человека и обсуждают пройденную игру в привязке к ее историческому контексту.

4. Ответы на вопросы

Студенты письменно отвечают на вопросы, связанные с изученным материалом: одна часть касается сюжета игры, другая — реального конфликта. Правильных ответов нет, вопросы связаны с личным пониманием материала (фактически, студенты пишут небольшое эссе по заданному плану).

Всю информацию, необходимую для проведения занятий, преподаватели могут скачать на сайте Global Conflicts. Каждый эпизод игры сопровождается методичкой для учителя, списком заданий для учащихся, а также документом с историческими и культурными справками. Сами игры запускаются прямо из браузера: зарегистрировав свое учебное заведение на сайте проекта, преподаватель покупает необходимые эпизоды и дает студентам реквизиты для доступа к играм. Стоимость пользования одним эпизодом может составлять от 10 евро в год (один пользователь) до 80 (школа: 250 и более пользователей).

В 2010 году Global Conflicts получила премию British Educational Training and Technology Awards. На данный момент Serious Games продолжает заниматься «серьезными» играми — последняя работа компании, стратегическая игра Aqua Republica, посвящена вопросу менеджмента водных ресурсов и была создана в партнерстве с ООН.


Егор Антоненков