1

Технологии для домашнего обучения

Опубликовано: 18.04.2017


Чтобы освоить школьную программу и получить аттестат, в школу заходить необязательно. О том, как технологии помогают развивать домашнее обучение в России, рассказывает Александр Густырь – руководитель образовательного центра «Алгоритм».

Кто учится дома?

На домашнее обучение переходят по разным причинам. По нашим программам домашнего обучения учатся около 1500 школьников с 1 по 11 класс. Среди них можно выделить несколько условных категорий:

  • Родителей не устраивает школа, они понимают, какое образование хотят дать ребенку, и фактически берут управление учебным процессом в свои руки, при этом не заменяя учителей. В таких случаях изучение государственной школьной программы не является самоцелью, отходит на второй план.
  • Ребенок уже фактически нашел свое призвание, серьезно занимаясь изучением какой-то предметной области, музыкой, спортом… Сюда же можно добавить учащихся, которые живут за рубежом.
  • Ребенок по каким-то причинам не может посещать традиционную школу (конфликты в школе, болезни ребенка, частые переезды родителей).

Для обучения каждой группы требуются особые условия. Например, если в первом и втором случае нужно выстраивать долгосрочную программу, то для третьей категории переход на домашнее обучение – временное решение. Очень важно в самом начале совместной работы с родителями согласовать цели и задачи, оценить возможности ребенка.

Требования к дистанционному образованию достаточно подробно описаны в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Что касается возможностей, то они очень широкие: по закону, дистанционные технологии можно использовать в любой форме обучения – очной, очно-заочной, заочной. Как и на любом уровне: от начальной школы до университета.

О технологиях для домашнего обучения

У нас есть опыт индивидуальных, групповых и даже массовых массовых занятий-вебинаров, в которых участвует до тысячи человек. Это позволяет быстро находить технологические решения для конкретных задач. Программы платные, проект полностью самофинансируется, включая вложения в развитие.

Хотя не все программы домашнего обучения – полностью дистанционные, все наши ученики, от первого до одиннадцатого класса, активно используют цифровую образовательную среду: самостоятельно работают с учебными пособиями и библиотеками, выполняют тестовые и контрольные задания, общаются с преподавателями и одноклассниками.

В основе лежит платформа School4You, состоящая из нескольких частей. Самая важная из них – cистема управления обучением, или планер. Система позволяет собирать, хранить и перерабатывать важную информацию: например, управлять расписанием, вести классные журналы, учитывать нагрузку преподавателей, формировать группы, создавать индивидуальные маршруты, учитывать проведенные занятия и многое другое.

image007.png image001.png

Данные обрабатываются по более чем 100 параметрам: от данных, полученных из CRM-системы до протоколов тестирования на учебном портале. Система автоматически генерирует отчёты и поручения, отработкой которых занимаются уже все наши подразделения: преподаватели, кураторы, администрация, технологи, программисты. Через планер все участники учебного процесса попадают на учебный портал, где размещены учебные, контрольно-измерительные, методические материалы и ресурсы.

Важной частью платформы являются виртуальные учебные аудитории. Мы используем Jalinga – систему, которая позволяет выводить на прозрачную классную любые материалы: таблицы, тексты, картинки, графики, видео, сайты. С контентом можно взаимодействовать: прикоснуться, переместить, увеличить, уменьшить, пролистать, выделить нужный фрагмент и все это без какой-либо сторонней помощи.

image001.png image005.png

О сложностях

Мы не избежали ошибки, которую делают практически все, кто приходит в дистанционное обучение: иллюзии, что можно разработать хороший контент, который будет обучать как бы сам по себе. Хотя мы уже давно от этой иллюзии избавились, но сил, времени и средств на это ушло много. «Издательский проект» (любой контент, создаваемый для использования в дистанционном обучении, можно сравнить с изданием книги) сам по себе не решает учебную задачу: для успешного обучения только хороших учебных материалов мало, будь они в бумажном или цифровом формате.

Любой материал, каким бы дорогим он ни был, довольно быстро морально устаревает. Это касается и технологий, которые использовались при его разработке, и изменения школьных программ. Наша задача – создание такой модели учебного процесса, где каждое новое технологическое решение подчиняется учебно-методической задаче. Для этого нужно постоянно проводить переподготовку всех членов команды. К счастью, наши учителя не просто осваивают новые технологии, но и выступают инициаторами их разработок. Это очень творческий процесс, в котором, кстати, участвуют и учащиеся, и родители. Вот на днях получили очередное предложение от одного из наших учеников, которое начиналось так: «Мне уже давно в голову пришла идея, ещё месяц назад…» Мы очень любим получать такие письма и ценим совместную работу.

Александр Густырь