Опубликовано: 03.12.2014
В Открытом университете Великобритании каждый год выпускают доклад об инновациях в педагогике. В этом году британские эксперты выделили десять уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире. Любопытно сравнить, совпадают ли эти прогнозы с докладом о будущем образования, написанном по заказу Европейской комиссии.
Это продолжение истории с массовыми открытыми онлайн-курсами (MOOC), но теперь акцент переносится с видеолекций и транслирования знаний огромному количеству людей, на то, как в процессе прохождения MOOC образовывать сообщества, чтобы организовать сетевое коллегиальное обучение. Ведь общение — неотъемлемая часть любого обучения.
Как говорят в Knewton «сейчас мы можем с лёгкостью собирать всю информацию о том, как проходит обучение». Так зачем же опираться на интуиции? В Открытом университете ожидают, что всё больше инструментов для точного отслеживания успеваемости будут внедряться в повседневное образование. И это избавит как учителей, так и учеников от многих неудач.
Так называют метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме. То есть всё в этом классе наоборот: лекции — дома, а домашка — в классе.
Bring your own devices — это принцип, при котором для занятий активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и всё что угодно. Но устройства эти не предоставлены государством или бизнесом. Речь идёт о самых разных телефонах и компьютерах, которые уже есть у самих учеников. Так почему же их не использовать?
Метаязык — это система, использующаяся для описания системы (например, лингвистика). А метаучёба — это процесс получения знаний, при котором само обучение подвергается рефлексии. То есть ученики всё чаще задумываются о том, как они учатся, как следует учиться лучше и что для этого надо делать. Всяческие онлайн-инструменты вроде Quora им в этом помогают. И это не может не влиять на образование.
Оценки при таком подходе ставятся не за единичные задания, а на прогресс в изучении предмета в целом. Ученика судят не относительно класса, а относительно его самого. И это мотивирует.
С наибольшим рвением учатся не во время ежедневных и рутинных походов в школу, а во время образовательных фестивалей и праздников вроде Hour of Code. Другими словами, надо устраивать такие мероприятия, чтобы все сами прибежали на них учиться.
Концепция Threshold knowledge подразумевает, что преподавание должно основываться не на многочисленных примерах и заданиях, а на контринтуитивных концептах. И педагог, в первую очередь, должен не объяснять, как правильно, а разрушать предрассудки, препятствующие познанию. Например, изучающим компьютерные науки студентам сложно понять, что такое рекурсия ведь в материальном мире невозможно себе представить, чтобы объект был частью самого себя. Но точкой входа для понимания этого понятия может быть аналогия с матрёшкой.
Чтобы заразить интересом ученков, их надо удивить. Самый эффективный способ — показать, как, к примеру, физические или химические процессы проявляются каждый день у нас на кухне.
Последний и, пожалуй, самый любопытный принцип. Бриколаж в образовании — это использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.