1

Как и зачем исследовать интернет?

Опубликовано: 08.02.2017


Мы фактически живем в интернете, но знаем о нем очень мало. Как можно изучать интернет и почему это важно? Рассказывает Полина Колозариди, социолог, научный сотрудник НИУ ВШЭ, координатор клуба любителей Интернета и общества.

Чего не хватает современным исследованиям интернета?

С исследованиями интернета есть две основных проблемы. Первая заключается в том, что интернет-исследования — область зыбкая, с расплывчатыми краями. Интернет как единое явление, в общем, не существует, есть разные интернеты, онлайн-практики и взаимодействия с цифровыми устройствами. Исследования этих процессов и явлений могли бы взаимно обогащать друг друга, но часто люди просто не знают о том, что их сосед по междисциплинарному исследованию уже сделал что-то в схожей области.

Вторая проблема состоит в том, что интернет-исследования сконцентрированы вокруг количественных методов. Журналисты, а иногда и сами учёные, говорят о том, что нам надо отбросить теории и методологические подходы из разных дисциплин. Почему? Потому что всё можно узнать из чистых цифр. Есть популярная идея, что наши смартфоны знают о нас больше, чем мы сами. Или что по профилям в социальных сетях можно предсказать результаты выборов и потребительского поведения. Если начать разбираться, окажется, что не всё так просто. Но таким ярким тезисам сложно что-то противопоставить. Очарованность быстрыми красивыми результатами идет во вред и самим количественным методам, и не позволяет интернет-исследователям взаимодействовать, используя многообразие подходов.

Как с этим работают в академической среде?

В последние годы в университетах пытаются работать с новыми данными и цифровыми методами, но обычно это разговор исключительно о навыках: кодить, майнить дату, строить графики. Все это хорошо, но это не позволяет ни развить критический подход к технологиям, ни понять более объёмно, как мы взаимодействуем с новыми медиа. После прочтения многих таких исследований хочется спросить: «И что?» Вместо серьёзных ответов на вопросы мы получаем популизм в духе «как интернет отупляет подростков или развивает демократию во всем мире». Это несерьёзно и опасно. Образовательные программы или нарочно не ставят более крупных вопросов, чем какая-нибудь «Динамика потребления контента про Гарри Поттера», или наоборот, выбирают слишком абстрактные темы вроде «Виртуальное общество в Facebook». Помимо этого, мало опознана мировая практика, нет общего списка релевантной литературы, которая бы соответствовала международным подходам.

А как правильно изучать интернет?

Во-первых, нужно изучать разные теоретические и методологические походы комплексно.

Во-вторых понимать историю развития технологий, а не брать только современные нам большие соцсети. Надо помнить, что интернет — это продукт взаимодействия разных акторов: бизнеса, пользователей, государства, самой техники. На взаимодействия людей влияет всё — от модели телефона до интерфейсов, но и эти технические явления оказываются под влиянием социальных факторов.

В-третьих, нужно иметь в виду современный научный язык и сложные подходы, которые позволяют отвечать на сложные вопросы. Например, так делают антропологи, социологи, исследователи науки и техники. В мире есть сообщества интернет-исследователей, которые, несмотря на разнородность и междиспилинарность своей области, собираются на конференциях и семинарах, обмениваются опытом, делают большие совместные проекты, много учатся. Вот и мы пытаемся тут: конференции делаем, открываем онлайн-школу, действует клуб любителей интернета и общества, переводим статьи и книги постепенно.

Кто этим занимается в России?

В Санкт-Петербурге есть ЛИНИС Олеси Кольцовой, где делают продуманные количественные исследования. Например, они изучали, как социальными сетями пользуются ВИЧ-положительные люди. В Европейском университете работает лаборатория STS (от Science and Technology Studies — «исследования науки и техники», прим. ред.) под руководством Дианы Вест К и команда цифровых антропологов во главе с Ильей Утехиным.

В Москве есть Школа актуальных гуманитарных исследований при РАНХиГС. Александра Архипова работает с темой интернет-фольклора, Екатерина Лапина-Кратасюк занимается исследованиями цифрового города, интересные научные и научно-популярные программы делает Оксана Мороз. В НИУ ВШЭ сильный сетевой анализ: есть Центр изучения интернета и общества, специализирующийся на социальных сетях, взаимодействии онлайна и офлайн. Заслуживают внимания и региональные проекты: Ирина Чудова и её новосибирские коллеги изучают, как представители разных поколений пользуются интернетом.

Как стать исследователем интернета?

Чтобы стать интернет-исследователем, проще всего получить базовую специальность. Среди исследователей больше социологов и антропологов, но образование может быть совсем другим: историческим, математическим. Всё же интернет-исследования – очень междисциплинарная область. В ней важнее не стартовая точка, а понимание контекста.

А вот уже знакомство с контекстом может происходить по-разному. Скажем, мы делаем сейчас онлайн-школу​, посвященную разным подходам к качественным интернет-исследованиям. Отправить заявку на участие можно до 15 февраля. Одна из частей будет практической: каждый участник займётся собственным проектом. Но что ещё важнее — преподаватели подготовили набор полезных для чтения статей.

Вообще, для вхождения в такую междисциплинарную область как интернет-исследования важны сообщества, поэтому мы собираем клуб любителей интернета и общества. Там проходят семинары, обсуждения, дискуссии, мы переводим статьи и книги. А уже понимая, что сделано до него, исследователь может начать трудиться, общаться с коллегами на конференциях, ездить на стажировки и так далее.

Полина Колозариди