1

iPad:
пять лет в образовании

Опубликовано: 27.01.2015


Когда-то вычислительные машины занимали целые комнаты, и мало кто верил, что компьютер появится у каждого. Ровно пять лет назад компания Apple представила первый планшет, заставив вновь изменить представления о том, какими бывают персональные компьютеры. Теперь iPad есть у 15 миллионов школьников - Edutainme изучили, как это сказалось на развитии образования.

Первый планшет Apple был представлен публике 27 января 2010 года. Что изменилось за это время в образовании по всему миру? Мы решили обозначить главные вехи на одном таймлайне.


За полдесятка лет планшет Apple успел стать одним из самых популярных устройств для обучения школьников и студентов. О том, какую роль сыграл iPad в их профессиональной жизни, рассказывают сотрудники российских школ и университетов.

Алина Фролова

Учитель английского языка в АНО «Школа Президент»

Я использую iPad на уроках уже четвертый год и могу с уверенностью сказать, что это устройство повлияло не только на качество усвоения материала, но и на отношение учеников к школе, урокам и учителям. Теперь они занимаются более увлеченно, создают на уроках фильмы, книги, презентации и не раз побеждали с этими работами в конкурсах. Класс превращается в студию звукозаписи, киномастерскую или лингофонный кабинет. Не обошлось и без трудностей - «забыл планшет», «разрядился», «сделал, но не сохранил проект» - но эти проблемы решаются с течением времени, как и любые другие организационные вопросы.

Раньше было сложно совместить работу сильных и слабых учеников на одном уроке, сделать так, чтобы не было слишком легко или трудно. Планшет помог выстроить индивидуальные траектории: задания разного уровня я выкладываю в виде курса в iTunes U, а ученикам даю ссылку. На уроке они надевают наушники и работают самостоятельно, не списывая друг у друга – каждый на своем уровне. Кстати, в iTunes U есть очень удобная функция «Обсуждения», форумы для дискуссий по отдельным заданиям или всему курсу. Учитель или ученики могут открыть новое обсуждение, а потом получать уведомления о сообщениях. Это позволяет координировать работу учеников и за пределами школы. Можно пригласить в iTunes U родителей, чтобы поддерживать живую связь, обсуждать важные классные проблемы, выкладывать результаты работы, моментально отвечать на вопросы.

Сергей Овчинников

Доцент кафедры общей экологии факультета экологии ЧелГУ, автор интерактивного учебника по экологии

В средней школе получают представление об экологии, но в лучшем случае - в курсе общей биологии в 9-11 классе. Книга, которую я разработал в программе iBook Author, подходит и для школьных учителей, и для абитуриентов, и для студентов непрофильных специальностей. Интерес к материалу поддерживается многочисленными галереями, интерактивными схемами и видеороликами. Будущее - за электронными книгами: удобно читать, легко обновлять информацию, тираж издания не ограничен, как и возможности автора. Более того, отказавшись от бумаги, можно отказаться и от помощи издательств.

Учебник Сергея Овчинникова по экологии

Книга очень помогает мне в работе: она отражает именно мой подход к дисциплине, поэтому студентам удобно использовать ее для подготовки к экзамену. Хорошо и для дистанционного образования – если студент много пропустил, можно познакомиться с моими лекциями в сжатом формате. По моим оценкам, «тиражность» учебника на данный момент составляет около 10 тысяч копий.

Тарас Пустовой

Руководитель Лаборатории инновационных образовательных технологий МФТИ

Всего на данный момент в iTunes U размещено 8 курсов МФТИ, включая «Дискретный анализ», «Физику твердого тела», «Комбинаторику», «Квантовую физику» и «Квантовую механику» В конце января 2015 года мы дополним их еще шестью курсами, а в феврале – добавим девять. В прошлом году самыми популярными курсами стали «Теория поля» и «Термодинамика»: общее число загрузок составило около 30 тысяч, а за появлением новых материалов следит порядка 12 тысяч подписчиков.

МФТИ - первый российский университет, опубликовавший курсы в iTunes U.

Контент из iTunes U используют, прежде всего, студенты, чтобы готовиться к экзаменам: слушают и смотрят в электричках и в метро. Лекции мы снимаем на видео прямо во время занятий, далее после монтажа готовим описания и сопроводительные конспекты – разбиваем на логические фрагменты, дополняем субтитрами, характерными задачами и разбором их решений.

Ирина Горкунова

Учитель информатики, заместитель директора школы №1329, тренер Apple

С середины прошлого года в школе начали внедрять iPad – первым делом, устроили семинары для преподавателей. Задача не из простых: нужно, чтобы учителям самим захотелось перестроить учебный процесс. Причем так, чтобы инструмент работал на урок, а был не просто красивой игрушкой. Помимо семинаров, у нас есть курсы в i Tunes U, которые делают учителя для учителей - собирают полезные материалы по использованию планшета на разных предметах. Пока о конкретных результатах говорить, конечно, рано, но преподаватели отмечают, что с такими технологиями гораздо эффективнее реализуется ФГОС и повышается мотивация ребят.

Мы работаем по системе BYOD – ученики приносят свои личные устройства, а тем, у кого нет iPad, их выдает школа. На моих уроках информатики ребята выполняют творческие работы и изучают основы программирования – например, с помощью приложения Lightbot One Hour. Новые понятия легче запоминать с сервисом Popplet, которое помогает создавать схемы и выстраивать логические связи. В нашей школе устраивают виртуальные экскурсии - с помощью приложения Tellagami мы организовали третьеклассникам посещение зоологического музея. На уроках в младших классах ребята создают сказки-мультфильмы: герои, вылепленные из пластилина или нарисованные на бумаге, оживают в приложении PuppetPals. Таких мультфильмов уже собралось много – есть русские народные сказки и даже истории на английском языке. Думаем, что пора организовывать фестиваль!

Инфографика: пять лет iPad в цифрах

Елена Абашева, Саша Милякина