1

Итоги 2014

Как изменилось российское образование за год?

Опубликовано: 28.12.2014


Электронные учебники, запуск курсов на Coursera, конференция EdCrunch. Какие события и проекты стали определяющими для российского образования в 2014 году? На вопрос Edutainme ответили выдающиеся преподаватели, разработчики и эксперты, благодаря которым нам есть о чем вспомнить.
Прорыв года

Яков Сомов, основатель проекта Лекториум.tv

В 2014 в Россию пришли MOOC - ректоры и министерство больше не считают их игрушками. Теперь для многих очевидно, что это серьезная образовательная технология, с помощью которой можно решать очень сложные задачи – например, профориентацию или повышение общей грамотности.

Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО

В России решили сыграть в мировую игру и поддержать тренд цифровизации образования: три российских вуза пришли на Coursera, значительно выросли местные платформы - Универсариум, Лекториум, Eduson.tv и другие. В следующем году количество российских игроков на мировом рынке MOOC должно увеличиться.

Айнур Абдулнасыров, основатель LinguaLeo.com

LinguaLeo, запущенный в 2010 году, был пионером. В 2014 году рынок образовательных технологий в России стал настоящей индустрией – появляются десятки команд, выходят исследования, проводятся тематические конференции.

Анатолий Шперх - учитель, эксперт Школьной лиги РОСНАНО

Именно 2014 год позволил по-настоящему развернуться Универсариуму. Думаю, что наличие местной платформы оказало большое влияние на тех, кто пытается нащупать тренды в российском образовании. Здесь же можно упомянуть проекты Stepic по привлечению учителей к разработке курсов или их же образовательные хакатоны. Образовательно сообщество смогло увидеть «блеск и нищету» MOOC: одно дело смотреть, как работают западные сервисы, иное – разрабатывать курсы на собственных платформах, где не спишешь неудачи на разницу в менталитете.

Поворот года

Артем Соловейчик, вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение»

В 2014 случился переходный момент - учителя перестали чувствовать себя чужими в информационном пространстве. Теперь никто не говорит: «Куда меня тянут, что мне навязывают?» Наоборот просят: «Дайте мне и научите меня пользоваться». При этом стало особенно ясно, что геймификация и мультимедийность не решают всех проблем. Если для вхождения в тему игра хороша, то на удержание ученика она работает слабо. Содержание не станет тебе интересным, если ты не постигаешь его через собственный труд. И здесь технологии дают более широкий доступ, «витрину возможностей», но не подменяют личностные отношения учителя и учеников.

Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева, заведующая кафедрой методики электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, МГГУ им. М.А. Шолохова

Преподаватели вузов начали осознанно осваивать современные технологии и искать пути их использования. Сейчас происходит перестройка дистанционного обучения с учетом понимания появившихся возможностей. Слушатели программы повышения квалификации больше не требуют готовые сценарии. Приходит понимание, что рецептов по использованию того или иного ресурса быть не бывает, зато можно разработать матрицу, которая поможет включить его в учебный процесс.

Встреча года

Михаил Кушнир – учитель, член правления Лиги образования

Из значительных событий готов назвать одно конкретно положительное – конференция EdCrunch. Это яркая вспышка, концентрация заметных людей, которых можно было увидеть, послушать и даже потрогать при большом желании.

Юрий Белоножкин, первый вице-президент организации «Профи ДО»

Конференция EdCrunch наглядно показала, что российский потенциал, наработанный в течение последних 20 лет, ничем не хуже западного: просто наши разработки не так распиарены и задавлены нормативно-правовой неопределенностью.

Конференция EdCrunch - одно из самых громких событий 2014 в области образовательных технологий

Андрей Сиденко, учитель информатики, обладатель звания «Учитель года России 2013»

На EdCrunch особенно понравился формат и тематика – было много актуальных тем из непосредственного образования, а не из смежных областей управленческого аппарата, который зачастую все только портит. Еще запомнилась конференция «Полимедийные технологии - инструмент педагога XXI века» - представленный учителями опыт можно назвать передовым не только для российского образования, но и для мирового.

Проект года

Дмитрий Абакумов, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ

В России стартовал iPIPS, международное исследование, нацеленное на оценивание готовности ребенка к обучению в школе и его индивидуального прогресса по итогам первого класса. Компьютерное тестирование iPIPS проводится в игровой форме и является адаптивным, то есть подстраивается под способности каждого.

Дмитрий Аблов, руководитель группы образовательных проектов Яндекса

Министерство связи совместно с Центром педагогического мастерства развернуло в Москве проект по улучшению качества IT-образования в школах. С десятками школ работают сотрудники Microsoft, Яндекс, 1С, ABBYY и т.д. Эта история хорошо показывает, что и государство, и школы, и компании понимают важность IT в образовании и образования для IT.

Международная акция Час Кода впервые прошла по всей России

Артем Соловейчик, вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение»

Событие номер один – создание массового электронного учебника, в котором есть статистика, инструменты для вовлечения, интерактивные тренажеры и домашние задания.

Разочарование года

Михаил Кушнир - учитель, член правления Лиги образования

Не могу пропустить катастрофический сбой московского электронного журнала МРКО, на который предварительно насильственно выдавили почти все школы Москвы, хотя ранее утверждали законное право на собственный выбор. Это яркая демонстрация неспособности органов управления решать масштабные задачи. Хотя из события можно сделать правильные выводы и начать движение в сторону эффективного использования усилий и ресурсов. В конце концов, мы все учимся на ошибках.

Анатолий Шперх - учитель, эксперт Школьной лиги РОСНАНО

В 2014 году наметился очень четкий тренд на то, что интернет для выполнения образовательных задач в школе не нужен. Если раньше речь шла только о фильтрации нежелательной информации, то теперь 2014 стал годом «белых списков». Складывается впечатление, что если в школах еще остался интернет, то исключительно по недосмотру прокуратуры. Многие привычные в прошлом ресурсы, например образовательные сервисы Google, в школах сегодня практически недоступны, и большинство энтузиастов подключаются к ним, в нарушение всех правил, с личных устройств. Учителя не могут на уроке подключиться ни к Википедии, ни к сайтам библиотек или издательств.

Документ года

Юрий Белоножкин, первый вице-президент организации «Профи ДО»

Революционным событием стал приказ Минобрнауки о дистанционных технологиях. Этот документ дал колоссальные возможности учебным заведениям проводить прием, вступительные испытания и аттестацию в дистанционном режиме. Впрочем, пока нормативно-правовое регулирование еще не достаточно проработано, есть мощные барьеры, сковывающие его развитие.

Валерий Никитин, ЯКласс

В этом году вышел закон, обязывающий школы закупать учебники, имеющие электронную копию. Это приведет к монополии крупных издательств на рынке образования, что уничтожит последние остатки конкуренции среди школьных электронных материалов.

Тренд года

Анатолий Шперх - учитель, эксперт Школьной лиги РОСНАНО

Производственные технологии и 3D принтеры в школе – тренд, который не только наметился, но в некоторых регионах уже ярко проявился. В массовом количестве начали использоваться устройства, позволяющие создавать сложные объекты (станки с ЧПУ, станки для лазерной резки, фрезы и т.п.) Появились программы для вовлечения школьников и студентов в производственную деятельность. ЦМИТЫ, фаблабы и другие центры пока не очень заметны на общем ландшафте образования, но именно они определят его лицо в 2015 году, если всё пойдет хорошо.