1

К вопросу о скуке

Памелла Фокс о мотивации в онлайн-классах

Опубликовано: 03.06.2013


На нудном уроке в таких случаях мы начинаем смотреть в окно, а, заскучав на онлайн-лекции, переключаемся в другое окно браузера. Что такое скука и как с ней бороться? Edutainme перевели колонку Памеллы Фокс, которая работает в Coursera и руководит студенческой группой.

Несколько недель назад мы с моей коллегой Джулией Стиглиц выступали на конференции GSummit, где рассказывали о мотивации в онлайн-классах. Мы обсудили проблемы студентов, которым трудно проходить курсы до конца, и то, как мы могли бы им помочь.

Первая проблема, о которой знает каждый, кто был студентом или преподавателем — это скука. Когда в школе мне становилось скучно, я рисовала на полях, мечтала или ждала, когда же случится что-то интересное, а то и просто конца урока). Сейчас, когда я учусь онлайн, если мне скучно, пальцы сами находят дорогу к следующей вкладке в браузере. Я начинаю листать Reddit, Facebook или еще какие-нибудь сайты из тех, что мне стоило бы заблокировать навсегда. Наконец, оказывается, что лекция давно закончилась, и мне придется смотреть ее заново, если, конечно, до этого вообще дойдет.

Скука приходит в класс независимо от того, учишься ли ты в школе или в интернете. А всё потому, что наше внимание легко отвлечь.

Что же такое скука?

Прежде чем разбираться в способах борьбы со скукой, я хочу ответить на более фундаментальный вопрос — а что это вообще такое? Как оказалось, с этим феноменом пытались разобраться многие исследователи.

Согласно Коллину Меррифилду, «скуку можно описать как негативное аффективное состояние, связанное с повышенной возбудимостью (т.е. учащенным сердцебиением, высоким уровнем кортизола) и сниженным вниманием (снижена проводимость кожи)». По сути, скука — это не состояние усталости и апатии, как многие полагают, а сочетание высокого уровня энергии и пониженного внимания.

Одна группа исследователей продвинулась еще дальше, изучив, как можно вызывать скуку:

  1. Ввести сенсорные ограничения, сведя к минимум внешние раздражители.
  2. Добиться монотонности, используя предсказуемые и постоянно повторяющиеся типы воздействия.
  3. Не допускать дремоты, вводя крайне интенсивные способы воздействия.
  4. Не удовлетворять потребность человека в эмоциях; наоборот, использовать ожидания, чтобы создавать анти-кульминациии.
  5. Избегать любых новшеств, изменений и сюрпризов; должно казаться, что всё на своем месте и имеет смысл.
  6. Не анонсировать перерывы, их длительность и смысл.
  7. Во время перерывов акцентировать ожидание.

Оказалось, что всё это обычно занимает не более 10 минут.

Чем-то напоминает происходящее в классе, неправда ли? Например, преподавателя, читающего лекцию. Автор книги «Правила мозга» Джон Медина попросил своих студентов фиксировать уровень их внимания в течение занятий. По результатам он описал тот же эффект десяти минут.

Cнижение уровня скуки в MOOC

Что мы можем с этим сделать? Для начала попробуем решить проблему длительности. Большинство оффлайновых лекций длятся час, но мы поощряем наших преподавателей дробить их материалы на короткие видео, 3-15 минут.

Вдобавок к этому, мы придумали кнопку для ускоренного просмотра. Благодаря ей 15-минутная лекция может стать 10-минутной (если вы слушаете ее на моей любимой скорости — в полтора раза быстрей).

Многие преподаватели вставляют в свои лекции микротесты и опросы, это на несколько секунд активирует ваше внимание и нарушает монотонность лекционного формата.

Разные лекционные формы

Помимо того, что мы разрабатываем для платформы в целом, многие преподаватели еще и сами стараются делать лекции более увлекательными. Вот только несколько моих любимых примеров, но я уверена, у вас есть и собственные.

  • Поэзия модернизма и современная американская поэзия
    Вместо традиционных лекций профессор Ал Фирайс превратил свои занятия в круглые столы, где он в сократовском стиле обсуждает со своими бывшими студентами поэзию или приглашает на занятие авторов произведений. Подобным образом, через Google+ Hangouts, проходят конференции и со студентами Coursera.
  • Исчисление функций одной переменной
    Когда я думаю о вычислениях, на самом деле я думаю: «Брр...вычисления!» Вы тоже? Профессор Роберт Грист захотел, чтобы его студенты думали иначе. Поэтому он нарисовал от руки визуализации всех вычислительных концепций и на их основе создал свои лекции. Он сказал мне: «Идея в том, что, используя цвет, анимацию и броское кадрирование из комиксов, мы помогаем людям не робеть и не уставать от занятий так быстро». Студенты говорят ему: «Вы один из немногих, кто делает уроки математики веселыми». Лекции можно найти тут.
  • Интерактивное программирование на Python
    Этот курс ведут несколько профессоров из Университета Райса. Их занятия проходят веселей, потому что они ведут их вместе: играют в игры (в те, которые студенты будут потом программировать), подшучивают друг над другом. Им явно нравится вести урок, и от этого он еще больше нравится мне.

Что меня больше всего привлекает в работе в Coursera — это то, что мы можем экспериментировать с разными способами подачи материала, исследовать готовые эксперименты наших преподавателей или наблюдать за опытами и учиться у них.

А сейчас, закончу-ка я свою запись, пока вы не заскучали :-)