1

Как получить нобелевку в образовании

за одну из древнейших методик обучения

Опубликовано: 16.06.2014


На днях была впервые вручена преподавательская премия Minerva, которую сразу окрестили новой Нобелевской. Получил её гарвардский профессор физики Эрик Мазур за, казалось бы, самоочевидную идею: залог успешного обучения состоит в правильной постановке вопросов самими учениками. Edutainme попробовали разобраться, в чём состоит уникальность концепции «Peer Instruction», о которой уже написаны десятки книг и полторы тысячи статей.

Современные подходы к образованию, такие как «перевёрнутый класс» или взаимное обучение, некоторые упрекают в смущающей банальности. Конечно, почти все преподавательские методики, так или иначе, отсылают к одному древнегреческому прообразу, известному еще со времен Сократа. Древнегреческий философ считал себя недостаточно мудрым, чтобы просто транслировать знания, и вместо этого стремился задавать такие вопросы, которые побуждали бы собеседника к самостоятельному и не противоречивому суждению. Такая образовательная стратегия была названа майевтикой (буквально — «повивальное искусство»). В сущности, Сократ был настоящим student-oriented преподавателем, как и профессор Эрик Мазур.

Еще одно изобретение физики

У многих даже к преклонному возрасту со школы в памяти остаётся теорема Пифагора или все три закона Ньютона. Но присутствуют они там не на праве знаний, а скорее в качестве мантр. Мазур разработал целую образовательную технику, чтобы это исправить. Методичка по коллегиальному или взаимному обучению (Peer Instruction), к слову, переведённая уже на четыре языка, начинается так: «Уравнение F = ma легко вызубрить, сложно понять и почти невозможно применить». И задача настоящего преподавателя состоит как раз в том, чтобы перенести акцент с первого на последнее.

От этого тезиса Эрик Мазур отталкивается и в своей последовательной критике MOOC. Проблема для него состоит в том, что онлайн-курсы, с одной стороны, лишают образование самого важного аспекта — получения социального опыта, а с другой — выполняют лишь самую элементарную функцию, то есть трансляцию информации, не заботясь при этом об её усвоении.

Согласно исследованию 2010 года (Dancey, Henderson,) метод Мазура сильнее повлиял на занятия физикой, чем любая другая инициатива. Несмотря на то, что изобретатель коллегиального обучения специализируется лишь на одной дисциплине, его методику активно используют на уроках биологии, Java-программирования, психологии, логики и даже философии. Преподаватели самых разных предметов объединились в официальном блоге по взаимному обучению, название и девиз которого — «Повернись к соседу». Кстати, в России есть свой знаменитый физик-инноватор: преподаватель Григорий Громыко является известным экспертом по технологии парного обучения.

Эрик Мазур

Теория и практика взаимного обучения

О том, что с преподаванием что-то не так, Мазур впервые задумался в 1991 году после вопроса одного из учеников: «Должен ли я отвечать на вопросы в русле того, как вы нам это преподносили, или рассказывать то, что я сам об этом думаю». Основа взаимного обучения по Мазуру — «КонцепТесты», побуждающие студентов дискутировать и взаимодействовать друг с другом. Эти тесты состоят из проблемных вопросов, на которые нет единого правильного ответа. Работа с ними нацелена на понимание темы, которое почти противопоставлено в данном случае запоминанию.

Метод взаимного обучения является прямым предшественником «перевёрнутого класса». В начале урока ставится концептуальный вопрос по пройденной теме, а затем ученики распределяются в группы, чтобы выработать различные варианты ответа на него. И уже в конце проходит общая дискуссия, основанная на приведённых в ходе внутригруппового обсуждения аргументах. Таким образом, хотя срежессирован урок преподавателем, обучение происходит именно на горизонтальном уровне, в ходе обмена идеями между одногруппниками.

Могло показаться, что Мазур просто удачно применил и описал всем известные методы, а сам является своеобразным луддитом от образования. Однако к разработке инновационных технологий он тоже причастен. В последние годы совместно с крупнейшей образовательной и издательской компании Pearson (известной у нас в основном благодаря учебникам английского дочернего издательства Longman) преподаватель разрабатывал программу Learning Catalytics. Это сервис, который позволяет оценивать усвоение знаний студентами в реальном времени, а также предоставляет мощную аналитику постфактум. С помощью навороченных алгоритмов приложение, доступное на всех устройствах с доступом к интернету, распределяет учеников на группы и предсказывает, сколько времени каждой из них понадобится на ответ. Одним словом, все преимущества работы с большими данными становятся доступны любому учителю, а не только крупным и богатым компаниям.

Программа Learning Catalytics

На вопрос журналистов, почему же Мазур является таким энтузиастом глобального развития образования (а профессор не только преподаёт, но и проводит мастер-классы для учителей в десятках стран ежегодно), лауреат отвечает: «Если общий уровень образованности будет падать, то университетские исследования станут непонятны и не нужны, а без этого нам будет намного скучнее».


Алексей Морозов
Фото: Стефания Митчел, Harvard News Office