1

Как превратить отвлечение в обучение

7 советов для учителей в соц.сетях

Опубликовано: 20.05.2014


Для многих общение в социальных сетях успело стать органичным продолжением образовательного процесса. При этом продуктивность такого подхода остается недостаточно изученным вопросом. Более того, многие учителя даже опасаются общения с учениками в соцсетях, так как выложенная между делом фотография с вечеринки может подорвать их авторитет и субординацию в классе. Edutainme выяснили, опасно ли добавлять в друзья своих учеников, и чем заняться, если уже это случилось.

В университете Северной Каролины провели опрос, в рамках которого ученикам было предложено оценить компетентность и уровень доверия к преподавателям, зарегистрированным на Facebook и нет (Hayes, Hutchens, 2014). Его результаты гласят, что учителя могут продолжать сидеть в социальных сетях спокойно. Почти три четверти учеников сообщили, что опасаются за личную информацию, которую хотели бы скрыть как от родителей, так и от учителей. Из них 17 % признались, что предпочли бы не добавлять в друзья преподавателей, потому что хотя бы раз постили нелицеприятные комментарии в их адрес. Те 14%, с кем учителя переписываются в соцсетях постоянно, отзываются о таком формате общения с большой симпатией и чувствуют, что учебный процесс становится более индивидуализированным. «Я захожу в Facebook каждый день, получаю уведомления на свой мобильный. Если появляется информация об учебе, то я всегда в курсе, что происходит в классе», — говорит один из студентов.

А как быть с учителями, которых отметили на чересчур веселой фотографии? Только 3% опрошенных заявили, что их хотя бы раз разочаровывала информация, с которой они столкнулись на странице своего преподавателя. При этом описанные в ответах случаи носят скорее казусный характер, поэтому на их основе невозможно выделить правила интернет-этикета. Одного из учеников оскорбило, что преподаватель прокомментировал фотографию его девушки. Другого — пост, в котором учитель жаловался на нехватку внимания у учеников.

Фотография учителя в фейсбуке

Три четверти респондентов согласились с утверждением, что ученики несут с преподавателями равную ответственность за информацию, публикуемую на их страницах. Большинство учеников, наткнувшись на неуместный пост или фотографию, не изменят своего отношения к наставникам, так как им легко представить себя в зеркальной ситуации. Степень уважения и доверия к преподавателям может в таком случае даже повыситься, потому что учитель не побоялся ступить на территорию, которую молодые люди склонны считать собственной.

Еще один стимул попробовать свои силы в соцсетях — это действующий Закон об Образовании, который c присущей всем официальным документам изящностью формулирует необходимость «использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет». Предполагается, что для этого можно использовать LMS и другие образовательные среды, но обычно ученики (да и учителя) туда идут с такой неохотой, что этот вариант отпадает. Поэтому разумно использовать ресурсы, которые студенты и так регулярно посещают. Тогда с образовательным контентом они смогут сталкиваться хоть каждый день.

7 советов по использованию социальных сетей для образования

Hardman, Scown, Urquhart, Wang, 2014


  1. Все только усложнится, если внедрять новые технологии для галочки. Раз уж такая необходимость назрела — неважно, по внешним или внутренним причинам — нужно поставить четкие и реалистичные цели, выполнению которых будет служить общение в Facebook или во ВКонтакте. В первую очередь, проясните их для себя, а потом уже вводите в курс дела учеников.
  2. Не ждите ни от кого особого энтузиазма. Стоит объяснить, какой степени участия вы ждете: идет ли речь о том, что нужно проверить лишнюю страницу раз в неделю или студенты сами на ней должны регулярно публиковать отчеты о работе над проектом.
  3. Обговорите, как именно все это будет оцениваться и является ли участие обязательным для всех. Тем, кому оценки важнее удовольствия от самого процесса, лишняя мотивация никогда не помешает.
  4. Идея о том, что чем человек моложе, тем он органичнее ощущает себя в интернете — всего лишь стереотип. Будет не лишним заранее убедиться, что все участники достаточно знакомы с функционалом выбранной сети. Если в казённых LMS неудобно никому, это еще не значит, что в привычных и радующих глаз сетях будет удобно всем.
  5. Объясните своим ученикам, почему онлайн-взаимодействие хорошо дополнит традиционную работу в классе. Какие преимущества будут у каждого и у всей группы.
  6. Определите, какие действия будут излишними и смогут помешать работе в рамках проекта. В противном случае, посвященная вашему проекту страница будет испещрена мемами и картинками. Ведь в привычной для себя среде ученики будут позволять себе больше вольностей, чем обычно.
  7. Обязательно проверьте, насколько дружелюбной получилась обстановка в вашей группе, и всем ли хватило занятий. Никто не должен чувствовать себя исключенным по какому-либо признаку ни в классе, ни в сконструированной вами информационно-образовательной среде.

Алексей Морозов