1

Как пройти в библиотеку

Опубликовано: 16.08.2013


Некогда Россия считалась самой читающей страной, но, кажется, сейчас уже нет. Пропагандировать чтение сложно: не очень понятно, какие можно предложить доводы, кроме стершихся букварных истин. Поэтому каждый энтузиаст выкручивается, как умеет. Edutainme поговорили с людьми, неравнодушными к книгам, о мечтах и реалиях московских библиотек.

Несколько уровней охраны, пожелтевшие читательские листки, битки в подливе, «через два часа подходите за книгой». В величественных и пыльных читальных залах кажется, что время остановилось. В начале этого года появился «Московский библиотечный центр» — организация, от которой ждут превращения библиотек в популярные городские точки. Для пилотного проекта отобрали пять заведений: предполагается не только ремонт и работа с фондами, но также новые услуги и вообще другая логика существования. Результаты эксперимента обещают презентовать осенью.

Третье место

Точное число российских библиотек неизвестно. Школьных библиотек примерно 67 тысяч

Вообще-то библиотеки начали потихоньку меняться сами еще задолго до того, как с ними стали работать централизованно. Если раньше было принято меряться объемами книгохранилищ, то теперь на первый план выходят более неочевидные вещи вроде бесплатного интернета, удобного кресла и культурной программы. Ленинская библиотека предлагает свой сталинский дворец под проведение городских проектов, в Тургеневке в библиотечном кафе ExLibris пьют сидр и проводят концерты. В московском департаменте торговли и услуг считают, что в свободных от книг помещениях давно пора открыть полноценные «третьи места» с хорошим кофе и вкусной едой — городу не хватает точек общепита. Екатерина Хохлова, директор библиотеки киноискусства им. Эйзенштейна, думает, что пока это едва ли выполнимо: «Интернет у нас есть и сейчас, а кафе — сложный вопрос. Мы находимся в жилом доме 1960 года, капитального ремонта не было с момента строительства. Мы не можем сделать здесь кафе хотя бы потому, что нет подводки воды. Но в проекте у нас запланировано и это, и многое другое». Нужно отметить, что библиотека киноискусства — один из самых успешных примеров продуманной работы с читателями (в 2008 их было 1300 человек, в 2012 — уже более 12 тысяч).

Библиотека-читальня им. И.С.Тургенева

Для того чтобы соблазнить чтением широкие массы, приходится прибегать к ухищрениям. В дело идут проекты на грани образования и развлечения: книжки вприкуску с кино, литературными встречами и играми. Екатерина Хохлова советует: «Не нужно ждать, когда кто-то придет и возьмет книгу. Мы это очень хорошо чувствуем и провели много вечеров и показов. Были те, на которые приходили в основном пожилые люди. А на документальном фильме о Викторе Цое, молодых было столько, что они стояли вдоль сцены. Приходят на мероприятие, а заодно берут почитать книгу. Нужно просто придумывать разные формы взаимодействия». Диана Королева, руководитель проекта «Общественная читательская инициатива» SKCG, считает, что смежные форматы идут на пользу — как минимум, в детском чтении.

«Мое личное мнение, что всё всегда можно разнообразить визуальным рядом, играми, мультиками, чем-то еще. Наверное, раньше, когда всего этого не было, у детей неплохо развивалось воображение. Впрочем, мы тоже уверенно ориентировались по мху, когда у нас не было навигаторов».

От Гутенберга до библиотечных роботов

В большинстве своем библиотеки уже научились создавать онлайн-каталоги, но часто на этом модернизация останавливается. Екатерина Хохлова рассказывает о существующих практиках: «Человек должен иметь возможность сдать книгу тогда, когда ему это удобно. Во многих странах не нужно даже приходить: есть специальные автоматы, иногда даже при автобусных остановках, около кафе. Посетитель меньше привязан к графику работы и не волнуется о том, что не успеет вовремя сдать книгу. В России такая схема частично реализована только в Молодежной библиотеке. Но это вопрос финансирования, со временем автоматы обязательно появятся». В Ленинской библиотеке недавно запустили приложение для iPad, а в библиотеке киноискусства появилась программа, которая позволяет искать книги не только по названию, но и по отдельным фразам из текста. Диана Королева замечает: «Сейчас подобные вещи есть во многих библиотеках. Например, библиоробот в детской библиотеке им. Гайдара сам заговаривает с маленькими посетителями, а самым ответственным читателям на лето выдают планшеты с загруженными книжками».

Более 40% россиян хотя бы раз в год посещает библиотеки

В библиотеке киноискусства считают, что в некоторых случаях просто книгами никак не обойтись: «С самого появления мы мечтали дать читателю возможность совмещать теоретический материал с практикой. Вы открываете книги знаменитых теоретиков, но не можете представить все, что там написано, без фильма. Кулешов писал о работе с актерами и все это воспроизводил в своих картинах. Сейчас у нас любой посетитель может взять книгу и одновременно посмотреть соответствующий фильм».

Больше, чем книги

Если речь идет не о серьезной научной работе, инфраструктура почти всегда значит больше, чем объем фондов. В идеале библиотека должна стать социальным центром, где горожане могут не только читать книги, но также решать, как будет развиваться район. Диана Королева рассказывает о российском и мировом опыте значимых библиотечных проектов: «В США библиотеки работают как центры чтения, они пробуют разные форматы — например, могут быть открыты ночью. В Финляндии родителям при рождении ребенка сразу выдается комплект книжек и адреса ближайших библиотек».

Диана Королева, руководитель проекта «Общественная читательская инициатива»

Не останавливаясь на роли пыльного книжного шкафа, библиотека пытается быть чем-то большим: «Есть популярный проект „One Book — One city“, когда весь город читает одну книжку. Библиотеки заказывают дополнительные экземпляры, проводят мероприятия, устраивают встречи и кинопоказы. Все это включается в школьную программу, а библиотека всё это время пребывает в центре внимания». Подобные практики начинают приживаться и в России: например, библиотека города Заречного Пензенской области на ночь превращается в анти-кафе с книжками, не входящими в фонды. В российских библиотеках начали проводить «Библионочи» — по модели уже набравшей популярность «Ночи музеев»; все лето работал московский проект «Книги в парках».

Кристина Белавич, основатель проекта TalkClub, рассказывает о своем опыте: «Около года назад ко мне обратилась Библиотека им. Ушинского с предложением создать на их базе научно-педагогический коворкинг, где могут собираться образовательные проекты. Вообще я отношусь скептически к работе с государственными структурами, но тут меня уговорили. В конце концов, оказалось, что скепсис был справедливым: библиотека была совершенно не готова к таким переменам. Больше двух человек в день там не бывает, а сотрудников при этом несколько десятков». По мнению Белавич, библиотека должна работать как информационный фундамент, который может стать коммуникативный базой для множества людей.

Учащаяся молодежь в отдельных библиотеках может составлять до 80% посетителей

Что должно встать в центре преобразования библиотек? Диана Королева уверена, что для начала нужно провести переподготовку кадров: задача библиотекарей — не только выдать книгу, но еще и научить, направить.

«Мне кажется, библиотеки — большое подспорье для системы образования, но библиотекари просто не знают, что можно делать. Пока они остаются лишь хранителями, закрывающими грудью шкафы с книгами.

Многие вопросы снимутся, если сотрудники перестанут хватать за руку и делать замечания по каждому поводу». Об одном из примеров удачного превращения библиотеки в центр книжной навигации рассказала Кристина Белавич: «В рамках коворкинга мы притянули целую группу уникальных специалистов, Фонд поддержки чтения, который реализует свои проекты на базе Российской государственной детской библиотеки. Их программа рассчитана на детей от 2 до 16 лет и учит путешествовать по книгам. Это нечто вроде карты чтения: ведь мы читаем не потому, что это интересно и полезно, а потому, что это как-то откликается в нашей жизни и помогает выстраивать систему».

Сложно сказать, во что превратятся библиотеки в результате реформ, но вряд ли они будут они похожи на то, к чему мы привыкли. Ивана Смагин, менеджер библиотеки бизнес-школы «Сколково», говорит о четырех перспективных направлениях. По его мнению, классические библиотеки могут трансформироваться в клубы развития мышления (brain-fitness), где основным занятием будет именно работа с книгой — чтение, анализ, обсуждение. Большое развитие получит идея библиотеки как общественного пространства, коворкингов, где люди совместно занимаются определённым типом деятельности. Кроме того, будет происходить выделение библиотек в пространства музейного типа, где книги обладают, прежде всего, символической ценностью. В них могут собираться любители книг и чтения, как могли бы собираться любители, например, виниловых пластинок. Возможно и появление специализированных институтов, в том числе, виртуальных, в которых люди получают доступ к знаниям и данным, обладающих высокой коммерческой стоимостью.


Саша Милякина