1

Как сделать курс на Stepic

Опубликовано: 16.08.2014


Как разработать онлайн-курс с нуля? Edutainme попросили команду платформы Stepic, также известную по проекту Rosalind, поделиться лучшими практиками и советами для начинающих. До 25 августа любой преподаватель может подать заявку на конкурс по созданию онлайн-курсов Stepic Challenge.

С помощью конструктора образовательных материалов Stepic можно создавать уроки и курсы, встраивающиеся на любые сайты и платформы (включая Moodle, Coursera, Open edX и Canvas). На платформе уже размещен курс от Калифорнийского университета в Сан-Диего. Недавно открылась запись на курсы от Computer Science Center, к выходу готовятся курсы от Европейского университета.

Stepic Команда

Что нужно для создания урока на Stepic? Мы записали видео с пошаговой инструкцией.

Как пройти регистрацию и настроить общие параметры урока

Уроки на Stepic состоят из шагов. Шаги могут быть двух типов — для изложения теории, и с проверочными заданиями (квизами).

Несколько уроков можно объединить в курс - пока эта функция доступна по индивидуальным запросам.

Планируем курс

Для начала стоит написать план курса, разбив весь материал на модули и уроки. Каждый модуль, как правило, содержит 4-5 уроков (или около 2 часов теоретических материалов), а каждый урок — не более 16 шагов. Теория обязательно перемешивается с проверочными заданиями, причем на их выполнение у студентов должно уходить не меньше времени, чем на лекции.

Важно учитывать, что Stepic стремится стать открытой библиотекой материалов по всем дисциплинам, где лучшие уроки от разных преподавателей организованы в единую систему. Планируя собственные курсы, преподаватели смогут как создавать недостающие «кирпичики» знаний, так и пользоваться уроками других авторов. Поэтому мы хотим, чтобы каждый урок на Stepic выглядел логично и представлял ценность вне рамок курса. Для объяснения этого принципа мы также используем такую метафору: курс — это «плейлист» уроков, а каждый урок — это самодостаточная «композиция».

Система знаний

Все материалы, которые будут созданы по итогам конкурса лицензируются на условиях Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0: их смогут свободно использовать и дополнять все желающие (по похожему принципу работает «Википедия»). Авторские права сохраняются за разработчиками курса.

Готовим материалы

После подготовки плана имеет смысл провести ревизию материалов: какие тексты, презентации и иллюстрации уже есть, а какие стоит составить. Для объяснения теории лучше использовать комбинацию разных медиа. В сложившейся практике большое значение уделяется именно различным вариантам видео, однако есть и примеры курсов, которые скорее напоминают интерактивные книги и в основном состоят из текста, изображений и проверочных тестов.

По нашему опыту, запись 1 модуля (4-5 уроков) занимает 2 рабочих дня — в условиях наличия профессиональной студии, где есть помощь с видео и звуком, и если у вас заранее подготовлены материалы для видеозаписи.

Профессиональная MOOC-студия

Самостоятельная запись должна занять не больше 5 дней, еще 2-3 дня уйдет на обработку материалов, составление и тестирование проверочных заданий. Необходимо также выделить время на этап запуска: от студентов будет поступать много вопросов и предложений, и активная работа с ними поможет доработать и существенно улучшить курс.

Снимаем видео

Стоит сказать несколько слов о записи видео. Во-первых, видео для онлайн-курсов всегда создается заново. Не стоит использовать старую запись обычной лекции. Хотя есть некоторые икслючения, лучше работают видео, на которых преподаватель смотрит в камеру, представляя, что объясняет материал персонально каждому из записавшихся на курс.

Во-вторых, не стоит связывать качество учебных видео с профессиональной аппаратурой. Есть много примеров популярных курсов, созданных с использованием видеозаписи на обычную веб-камеру, а вот к качеству звука рекомендуется отнестись внимательнее и приобрести выносной микрофон.

Сами видео могут представлять собой не только запись выступления преподавателя на камеру, но и анимацию, голосовые комментарии к презентации, записи в режиме реального времени на доске с параллельным объяснением, интервью с экспертами и т.д.

Мы подобрали несколько хороших примеров, демонстрирующих разные подходы к записи: анимация, совмещение демонстрации презентации и выступления преподавателя, объяснение на интерактивной доске, интервью с экспертом как часть онлайн-курса.

Добавляем проверочные задания

Обучение на онлайн-курсе требует большой самодисциплины, и до конца курса доходит лишь небольшой процент записавшихся. Проверочные задания — это необходимые элементы онлайн-курса, помогающие сохранять вовлеченность учеников и получать от них постоянную обратную связь.

На Stepic для проверки пройденного материала можно включить в урок один из 7 видов тестов. Набор тестов легко расширить через плагины: преподаватели-программисты могут написать их самостоятельно, а остальные — попросить об этом нас. Решив тесты, студенты сразу узнают, верный ли они ввели ответ, а преподаватель увидит статистику ответов. Если окажется, что один из тестов не может решить большая группа студентов — значит что-то стоит менять в объяснении материала или постановке вопроса.

Другой вид проверки знаний студентов в онлайн-курсах — это так называемый способ peer review (функция появится в сентябре): одно и то же задание проверяют 3-4 студента по критериям, прописанным преподавателем, и оставляют свои комментарии, почему они поставили ту или иную оценку. Такой способ используется для заданий, которые нельзя облечь в форму тестов: например, написание эссе или разработку концепции проекта. Итоговой оценкой становится средний бал, а преподаватель может выложить в интернет разбор типичных ошибок или лучших работ.

Приготовьтесь к тому, что студенты, особенно на этапе первого запуска, будут оставлять много комментариев, вопросов и предложений что-то изменить — для этого на Stepic есть специальное поле обсуждений и обратной связи под каждым шагом урока.

Алена Маркович
Тэги:
Stepic