1

Как собрать 11 миллиардов

или самое главное про эндаументы

Опубликовано: 03.12.2013


В конце ноября в МИСиС прошла конференция «Университетские эндаументы: практика создания и наполнения». Edutainme разобрались, что такое эндаумент-фонды и как наладить их работу в России.

В городе Свиштове находится старейший болгарский вуз — Хозяйственная академия имени Димитра Ценова. Она называется по имени мецената, который перед смертью положил в австрийский банк все свое состояние и завещал вузу. На проценты от этого вклада академия существует до сих пор. Пожертвование Ценова — и есть эндаумент-фонд.

Что такое эндаумент?

Эндаумент — денежный или материальный вклад, пожертвованный лицу или организации. Это не подарок: получатель вклада владеет только процентами или деньгами, полученными от коммерческого использования материальных средств (например, от сдачи участка в аренду).

Один из первых в мире университетских эндаументов создала бабушка английского короля Генриха VIII — она пожертвовала Кембриджу и Оксфорду деньги на открытие кафедр богословия.

Как это работает?

В России около 50 университетских эндаумент-фондов. Вуз собирает деньги с богатых выпускников, бизнес-партнеров и ректората, а потом передает их управляющей компании, которая должна с выгодой (для университета) ими распорядиться. Восемнадцатью русскими фондами руководит компания «Газпромбанк — Управление активами».

Культурные отличия

Культура малой благотворительности помогла Гарварду, Йелю, Стэнфорду и Принстону основать самые мощные университетские эндаументы. Пожертвования собираются с миру по нитке: американцы охотно расстаются с сотней долларов ради благого дела, особенно, если оно связано с alma mater. В России по-другому — у нас принято помогать бедным, а сильные прорвутся сами. Благотворительность невольно превращается в милостыню, хотя эндаумент-фонд — не копилка на черный день, а инструмент развития университета и важный центр взаимодействия бизнеса и образования.

Русские выпускники далеко не всегда интересуются судьбой университетов, что, впрочем, взаимно. Есть исключения: в 2007 году Алишер Усманов, Владимир Потанин и Фаттах Шодиев основали эндаумент МГИМО — теперь около 2,5 тысяч выпускников поддерживают инициативу. Свой фонд есть и у МФТИ: «Физтех-Союз» открыли выпускники для финансирования университетских проектов.

Русские выпускники далеко не всегда интересуются судьбой университетов, что, впрочем, взаимно.

Вера и надежда

В свое время знаменитому MIT помогли пожертвования загадочного «Мистера Смита». Под псевдонимом скрывался основатель компании Kodak, Джордж Истмен — бывший выпускник и друг директора. Потом эта способность налаживать отношения помогла университету заручиться поддержкой 200 промышленных компаний и Билла Гейтса. Так MIT стал вузом с привлекательной для бизнеса экосистемой и с 11-миллиардным эндаумент-фондом (больше только у Стэнфорда, Гарварда и Принстона).

По мнению Джеффри Ньютона, вице-президента по развитию MIT, первое, над чем следует поразмышлять российским коллегам, — это вопрос веры. Готовность спонсоров заниматься благотворительностью зависит от трех вещей: верят ли они в будущее университета, верят ли они в то, что средства будут использованы по назначению, и верят ли они, что их пожертвованиями будут хорошо управлять.

Впрочем, есть и более важная проблема: как теперь найти выпускников, растерянных за годы равнодушия, и попросить у них поддержки? Колумбийский университет в Нью-Йорке обнадеживает цифрами: если потратить $4 миллиона на звонки и письма, получишь $2 миллиарда отдачи.

Джеффри Ньютон уверяет: эндаумент-фонд — это сложная работа. Для нее нужна «страсть и решительность», «пожизненные отношения между вузом и выпускниками», общение с ними, вовлечение их в работу, управление ресурсами, взаимодействие с тремя тысячами фондов и десятки тысяч звонков и писем. Но это того стоит.

Памятка MIT для создающих эндаумент-фонд

  • Будьте терпеливы — для крупных вложений требуются годы! И все эти годы нужно дружить с теми, кто может сделать эти крупные вложения.
  • Сосредоточьтесь не на сборе средств, а на создании учреждений — институций и офисов. Чтобы обзвонить всех выпускников, требуются офисы и хороший штат сотрудников.
  • Главное — создание отношений, а не написание заявок. Бумажки не имеют силы! Только крепкая и плодотворная дружба.
  • Поддерживайте внимание благотворителей к общим интересам и целям: университетский эндаумент — это сотрудничество, а не милостыня.
  • Поддерживайте контакты. Нужно быть всегда на связи и вовремя просить деньги.
  • Планируйте серию «шагов» в правильной последовательности: чтобы успешно «вырастить» фонд, нельзя перепутать удобрение с поливом.
  • Привлеките высшее руководство своего университета, чтобы правильно расставить приоритеты — пожертвования ректората могут стать основой фонда.
  • Правильно взаимодействуйте и признавайте заслуги благотворителей. Все любят поощрения!

Елизавета Ясиновская