1

Как убедить ректора идти в онлайн

Проректор Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Опубликовано: 15.07.2014


В школах и университетах часто встречаются технически подкованные сотрудники, но без поддержки администрации изменить что-либо сложно. Edutainme публикуют письмо, убедившее ректора одного сибирского вуза открыть центр развития электронного образования.

Электронный курс можно использовать много раз как справочник или шпаргалку, транслировать по сети большому количеству сотрудников из различных филиалов, взять с собой в служебную командировку, разместить в облачном сервисе, доступном везде, где есть интернет. Это только те плюсы, которые лежат на поверхности. Cпрос на электронное обучение растет с геометрической прогрессией. В ближайшие пять лет на рынке образовательных услуг смогут остаться лишь игроки, овладевшие данной технологией.

Важная проблема института — утечка компетенций. Компетенции уходят вслед за сотрудниками, поскольку являются лишь их достоянием и не распространяются на окружающих. Институт на протяжении многих лет зависит от группы экспертов, которые дают согласие на использование их компетенций, но приходят и уходят, и развития организации при этом не происходит. Мотивировать, между тем, необходимо не за владение компетенциями, а за их передачу. Главной задачей оказывается развитие внутреннего потенциала организации — использование скрытых способностей сотрудников через самосовершенствование и самообучение. Актуальным становится создание благоприятной среды, подразумевающей наличие стратегических целей обучения (куда стремимся), мотивационных стимулов у сотрудников (зачем это), структуры и инструментов обучения (каким образом мы это будем делать) и культуры обучения в организации.

Иван Булавкин

Обучение может проходить неформально и разных формах: дискуссии на форумах, рецензирование чужого опыта (книги, документа и т.п.), ведение блогов творческих и проектных групп, профессиональные конкурсы и многое другое. Господствовать в этом процессе должна, прежде всего, внутренняя мотивация сотрудников. Для этого необходимо популяризировать занятие e-learning в пределах всей организации, вплоть до бухгалтерии и отдела кадров. Финансовая мотивация бесполезна и даже вредна, поэтому нужно внедрять e-learning как новый образ жизни организации. Либо человек воспринимает этот образ жизни как собственный, либо уходит.

Внедрение e-learning не только необходимо на заочной форме обучения, но может привести к качественным сдвигам и в очном обучении. Создание электронных курсов формализует (в хорошем смысле слова) знания и практический наглядный опыт, которого так не хватает в вузовском образовании. Нынешняя система преподавания в вузе является крайне неэффективной и абсолютно неконтролируемой: мы фактически не знаем, что преподает на занятиях любой преподаватель, не владеем реальными результатами обучения, поэтому в принципе не можем их улучшить. Это делает вуз беспомощным в довольно сложные времена, когда систему образования лихорадит, и она подвергается серьезным системным изменениям.

Нынешняя система преподавания является абсолютно неконтролируемой: мы не знаем, чем учат на занятиях, не владеем реальными результатами.
В данной ситуации институту можно найти свою нишу, и главным преимуществом может стать инновационность и «непохожесть» на бюджетные вузы. Считаю, просто необходимо внедрять в учебные планы элективные курсы, направленные на решение бизнес-задач. Эти элективные курсы должны основываться на принципах коучинга и использовать онлайн-сервисы, 70-80 % содержания подобных курсов должны носить практический характер — самостоятельная работа в группах (групповые бизнес-проекты) и стажировки. Необходим и проект хотя бы одного модульного учебного плана, который будет кардинально отличаться от традиционных учебных планов: его разработкой должна заниматься творческая группа, на 60-70 % состоящая из практиков, а не вузовских преподавателей.

Главное условие — это преодоление академичности и превращение обучения не в обучение знаниям, а в обучение действиям. Наше дело — не выпасть из обоймы. Электронное обучение должно стать стратегической задачей на ближайшие три-четыре года как минимум.

Со временем привлекательность вуза будет складываться, прежде всего, из его связи с бизнесом, с работодателями, а не из его государственного статуса. Государственное образование уже подверглось стремительной «образовательной инфляции»: выпускник ничего не стоит на рынке труда, поскольку его теоретические знания трудно применимы на практике. Главное — это правильный педагогический подход, прагматизм и ориентация на реальные результаты, а не показатели и оценки, авторитеты, научные звания и индексы цитирования т.д.

Государственное образование подверглось стремительной инфляции: выпускник ничего не стоит на рынке труда.

Если говорить о том, как в идеале выглядит внедрение e-learning в организации, то это можно сравнить с болезнью, которой заражаются все без исключения. Заражение происходит в силу того, что e-learning действительно помогает организации превратить все полезные компетенции в реальные инструменты для работы, а не просто в слова. Это позволяет по-другому взглянуть на профессиональные компетенции, пропустить их через сито полезности, краткости и объясняемости.

Иван Булавкин
Текст дан с сокращениями