1

Запретить или разрешить?

Детские психологи о гаджетах и компьютерной зависимости

Опубликовано: 04.04.2019


Современные дети не представляют жизнь без гаджета. По данным исследования Института Современных Медиа (MOMRI), к десяти годам 9 из 10 детей имеют смартфон и доступ к интернету. Играть же в планшет или телефон большинство начинают еще до 5 лет. У взрослых уже нет мыслей оградить школьников от гаджетов — только научить ими пользоваться. Что говорят детские психологи и школьные педагоги о том, где заканчивается свобода виртуального пространства и начинается компьютерная зависимость?

Это зависимость?

«Существует три вида компьютерной зависимости, — рассказывает член Федерации психологов РФ и доцент МГПУ Юлия Челышева, — игровая, сетевая и серфинговая. Последняя считается самой сложной для психологов, так как детям кажется, что они занимаются чем-то полезным, обретают знания, познают мир, но зачастую эта информация оказывается бесполезной: картинки и посты про чужую жизнь не заменяют личного опыта. Второй вид зависимости — сетевая — это социальные сети. Игровая — компьютерные игры».

Некоторые психологи считают, что зависимость — громкое слово для описания того, что происходит с современными детьми. Термин слишком растиражирован и его часто используют не по назначению.

«Зачастую мы называем зависимостью то, что ей не является. Ребенок может много сидеть в телефоне, но это еще не зависимость. Термин „зависимость“ использовался до возникновения IT-технологий и применялся к алкоголю и другим веществам. Если говорить об электронной зависимости, главный признак — это пренебрежение базовыми потребностями: сном, регулярным приемом пищи», — сказал психолог школы № 2120 Алексей Шишов.

«Ребенок может много сидеть в телефоне, но это еще не зависимость»

Существует еще несколько моделей поведения, заметив которые можно опасаться проблемы, рассказала педагог-психолог начальных классов школы № 1392 им. Д. Рябинкина Наталья Дедова: «Если чадо отказывается идти гулять, часами не может оторваться от компьютера, проявляет недовольство и раздражение при попытке его отвлечь, это указывает на сформировавшуюся зависимость. Зависимость бывает разная. Если речь идет о социальных сетях, ребенок может не все время проводить перед экраном, а, скажем, каждые несколько минут проверять почту, сообщения. Это же касается и взрослых, признаки зависимости те же».

Соцсети привлекают неуверенных в себе детей. Вместо того, чтобы проявлять себя в обществе других, ребенок пытается проявить себя через соцсети: меняет аватарки, ежедневно делает много постов, создает иллюзию своего социального успеха, и пренебрегает живым общением. Психологи же сходятся во мнении, что зависимость от гаджетов у подрастающего поколения формируют их родители еще с возраста дошколят. Папы и мамы сами сидят перед экраном монитора, а дети всего лишь копируют эту модель.

Папы и мамы сами сидят перед экраном монитора, а дети всего лишь копируют эту модель.

«Первый шаг на пути к зависимости ребенка делают его родители, когда в раннем возрасте, чтобы отвлечь или занять малыша на время, дают ему в руки смартфон с мультиками и играми», — продолжает психолог МГПУ Юлия Челышева. — Слишком раннее увлечение гаджетами может привести к нарушению речи. Мозговая деятельность детей развивается с помощью мелкой моторики: рисование, пластилин, конструктор. Заменяя движения пальцев скольжением по экрану, тормозится развитие речевых процессов, а еще ребенок может не успеть сформировать умение договариваться, общаться с другими людьми«.

К чему приводит увлеченность гаджетами и соцсетями?

Согласно исследованиям MOMRI, дети школьного возраста проводят в медиапространстве от 3 до 5 часов в день. Это немало. Школьный психолог Наталья Дедова рассказывает, что родители обычно жалуются на проявление агрессии при попытке отнять гаджет, отвлечь или ограничить время, проводимое в сети. Конфликт с родителями только усугубляет ситуацию. «Проблема заключается в том, что родители не могут установить запрет или ограничить времяпровождение с гаджетами, так как ребенок впадает в ярость, агрессию, у него начинаются истерики, — говорит Дедова. — Когда эта ситуация отсутствия взаимодействия повторяется на протяжении длительного периода времени, у ребенка начинает проявляться нестабильность эмоционально-волевой сферы, которая выражается в неконтролируемых проявлениях эмоций».

Сталкиваясь с подобными проблемами, Наталья советует родителям обращаться к специалистам. Однако, взрослые думают, что справятся сами и выбирают неподходящие для борьбы с зависимостью методы, в частности, метод строгих запретов: «Ребенок начинает делать вид, что не играет, встает ночью, когда все спят, играет, а потом в школе спит. Когда психолог замечает это, он начинает работать с родителями, пытается выяснить, что происходит с ребенком, причины поведения, и помогает маме и папе исправить положение».

«Ребенок начинает делать вид, что не играет, встает ночью, когда все спят, играет, а потом в школе спит»

Несмотря на это, гаджеты используются в образовательных учреждениях, например, вместе с платформой Московской электронной школы. Детям показывают видео, присылают материалы в электронном виде. Учителя разрабатывают мобильные приложения для детей. Все больше школьников занимается с репетиторами через Skype. На YouTube много обучающих роликов, которые пробуждают в детях интерес к творчеству и познанию. Стоит привыкнуть к мысли, что цифровизация все больше проникает в жизнь и начинается это в раннем возрасте. Важно видеть грань, за которой цифровые технологии начинают наносить психике вред.

Запретить или разрешить?

Запретный плод сладок. И такой метод не работает. Запрет на использование гаджетов приводит к протесту в подростковом возрасте и лишь подогреет интерес.

«Не должно быть жестких запретов, иначе у ребенка сформируется заниженная самооценка. Не должно быть так, что родитель запрещает, не объясняя причин. Нужно уметь объяснить, учиться выстраивать доверительные отношения, чтобы ребенок не воспринимал родителя, как врага», — сказал психолог школы № 2065 Дарья Тангалычева.

Ребенок копирует модель поведения взрослого. Если родители играют в игры, постоянно «сидят» в девайсах дома, не расстаются с телефоном, ребенок будет делать также. Психологи советуют вводить ограничения не в одностороннем порядке. Намного легче воспринимаются правила, которым подчиняются все. Например, если школьнику запрещают сидеть за компьютером больше часа в день, потому что это вредно, родители тоже не должны проводить перед экраном больше часа. Не стоит отрезать ребенка от виртуального мира, он не будет понимать, о чем говорят его сверстники и это вызовет проблемы с коммуникацией. Ведь мемы и соцсети стали частью социальной жизни. Если же ребенок хочет связать свою жизнь с IT-технологиями, ему просто необходимо проводить время за компьютером.

Запрет на использование гаджетов приводит к протесту в подростковом возрасте и лишь подогреет интерес.

«Я удивлен, что детей лишают компьютеров, — сказал учитель информатики школы № 1065 Владимир Игнатов. — Они приходят на урок и не ориентируются в клавиатуре, не умеют делать простейшие операции. Я задаю домашнее задание, а они отвечают, что родители не разрешают дома пользоваться компьютером. А без компьютеров сейчас никуда и родители тоже должны это осознавать. Ребенок должен уметь им владеть, кем бы он ни хотел стать. Только дворникам на работе не нужны компьютеры, и то пока. Даже продавец на кассе пользуется компьютером. Все в мире компьютеризировано».

Учитель информатики приветствует увлечение детей компьютерными играми, которые часто играют роль входных дверей в IT-технологии. Например, среда программирования Scratch изначально ориентирована на игровой формат. Дети собирают программу из готовых блоков и делают так, что по экрану движется кошка или слон. Но буквально через год обучения навыков программирования оказывается достаточно для создания примитивной компьютерной игры, а игры — это лучший способ заинтересовать детей тем, что на первый взгляд, кажется скучным.

«Я каждый день общаюсь со школьниками, и мы обсуждаем компьютерные игры. Может мне везло, но я не встречал детей, которые бы много играли. У них нет на это времени — школа, репетиторы, кружки. Через игры проще объяснять. На примере Counter Strike объясняю, как работают функции, как они запрограммированы. Дети понимают, что могут это создать сами. Недавно я проводил курс по Java Script и пришел парень с проблемами в учебе, он много играет. Оказалось, он пишет читы под Minecraft на Java Script, и ему нужен курс для укрепления навыков. Когда он понял, как можно использовать свои знания, и научился делать умное освещение, ему захотелось создавать больше, чем читы. Дети играют — и это естественно, а родители не понимают, что происходит в играх, поэтому боятся и запрещают».

Если школьнику запрещают сидеть за компьютером больше часа в день, потому что это вредно, родители тоже не должны проводить перед экраном больше часа.

Психологи считают, что главное — быть внимательным к ребенку и не бросать его на произвол судьбы. «Не стоит отдавать ребенка на воспитание технике — нужно организовывать совместную деятельность, постоянно поддерживать контакт, общаться. Особое внимание стоит уделить подростковому периоду, когда дети тестируют реальность и пробуют жизнь на вкус. Идеальная ситуация, когда у ребенка такая насыщенная жизнь, и он использует соцсети только для поддержки контакта со сверстниками», — считает психолог школы № 2120 Алексей Шишов.

Лучше организовать досуг до появления зависимости. Но, если она начала формироваться, первое, что стоит сделать, научить ребенка получать положительные эмоции и впечатления вне виртуального мира от прогулок, музеев, аттракционов, концертов, спорта, курсов. Найти такие интересные увлечения, чтобы виртуальный мир стал блеклым и скучным. Отдельный вид совместного досуга — игра. Через игру можно узнать много нового о своем чаде, его поведенческих особенностях, представлениях о реальности, помочь научить справляться с ситуациями, осваивать новые навыки, получать знания, добиваться побед и достойно принимать поражения.

В начале этого учебного года Минпросвещения даже выпустило рекомендации для родителей, чьи дети проводят слишком много времени за компьютером. Советы такие: ограничить время перед экраном до трех часов в день. Исключить любое употребление пищи около гаджета. Заключить с отпрыском договор в письменной форме для легитимности и для приучения школьников к правовому сознанию и все это прописать там. Если проблема компьютерной зависимости появилась, можно пойти к психологу в школу или Московскую службу психологической помощи населению и воспользоваться пятью бесплатными консультациями, положенными раз в год.

Технологии входят в нашу жизнь, и ограждать от них детей может быть опасно для их развития и адаптации к цифровому обществу. Однако, многие школьники воспринимают смартфоны и компьютеры исключительно как игрушку. Задача взрослых — научить подрастающее поколение использовать гаджеты для поиска информации и обучения. А еще создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка, чтобы виртуальный мир не воспринимался ими, как место, куда хочется совершить побег от реальности.

Маргарита Тимофеева