1

Дайджест Сергея Косарецкого #1

Эксперт Института образования НИУ ВШЭ о новостях за две недели

Опубликовано: 14.06.2016


Бывает, читать социальные сети интересней и полезней, чем книги или журналы. Именно это можно сказать о ленте Сергея Косарецкого, кандидата психологических наук и директора Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Каждые две недели мы будем выбирать самые интересные из его находок и составлять дайджест. В сегодняшнем выпуске – искусственный интеллект в обучении, оценка глобальных компетенций в тесте PISA и подборка лучшей инфографики об образовании.
Сергей Косарецкий

Доклад о природе искусственного интеллекта

Доклад подготовлен экспертной группой, объединяющей UCL Knowledge Lab (Университетский колледж Лондона) и Pearson, и издан в замечательной серии «Open Ideas at Pearson» с предисловием Майкла Барбера. Обсуждается, как искусственный интеллект может сделать образование более персонализированным (трансформировав системы преподавания и оценивания); целостным (затрагивающим сферу эмоций и чувств); коллаборативным; снизить образовательное неравенство, усилить потенциал образования для ответа на вызовы изменений на рынке труда. Затрагиваются вопросы этики.

5 советов: как технологии помогают сократить разрыв

За последние годы школы существенно расширили свою базу компьютерного оборудования и программного обеспечения. Однако исследования показывают, что школьники из семей с низким социально-экономическим статусом выигрывают от их использования в меньшей степени, чем их сверстники из благополучных семей. Первые используют их преимущественно в репродуктивных практиках, в том время как вторые – для исследования, моделирования и творчества. Как использовать возможности цифровых технологий для поддержки уязвимых групп школьников? Советы, предлагаемые докторантом Стэнфордского университета, могут быть полезны и в российском контексте:

  • Прекратите использовать цифровые технологии для задач коррекции актуального уровня развития умений. Вместо использования IT для тренировки в выполнении формальных заданий для достижения уровня, предусмотренного стандартами, применяйте цифровые инструменты для развития навыков 21-го века: коммуникации, сотрудничества, креативности, критического мышления и др.
  • Давайте учащимся возможность создавать оригинальный цифровой контент. Не ограничивайте школьников позицией потребителя контента. Создание контента позволит им творчески воплощать свои идеи и формировать портфолио.
  • Используйте те цифровые средства обучения, которые обеспечивают интерактивность и творчество. Стремитесь сами на практике оценить их потенциал в решении этих задач.
  • Признавайте учащихся в качестве экспертов и позволяйте им делиться результатами экспертизы с релевантной аудиторией. Вместо того, чтобы выполнять недостаточно креативные задания для учителя, пусть школьники предлагают свои идеи и проекты профильным сетевым сообществам.
  • Обеспечьте правильный баланс технологий, цифрового контента, с одной стороны, и поддержки со стороны учителя в их использовании, с другой. Не упускайте из виду, что при реализации модели смешанного обучения часто недооцениваются ограниченные возможности доступа детей из малообеспеченных семей к качественному оборудованию для работы с заданиями в электронной среде.

Онлайн-курсы на лето

Навигатор открытых онлайн-курсов ведущих университетов на «летний семестр» от Lifehacker U.

lifehacker u.jpg

Новый формат PISA

PISA-2018 включит задания для оценки глобальных компетенций, понимаемых, прежде всего, как способность взаимодействовать с представителями разных культур, понимать и уважать культурное разнообразие. Андреас Шляйхер объясняет, почему эти компетенции стали важны и должны измеряться.

100 лучших примеров инфографики о системе образования

Education Around the World [Infographic]
Сергей Косарецкий