1

Дайджест Сергея Косарецкого #3

Эксперт Института образования НИУ ВШЭ о новостях за последние недели

Опубликовано: 19.09.2016


Бывает, читать социальные сети интересней и полезней, чем книги или журналы. Именно это можно сказать о ленте Сергея Косарецкого, кандидата психологических наук и директора Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Каждый месяц мы выбираем самые интересные из его находок и составляем дайджест.

Образование и миграции

Исследование ОЭСР выявило, что доля стремящихся получить высшее образование в возрасте 25-45 лет в Британии выше среди выходцев из семей мигрантов, чем тех, кто представляет «коренных» британцев. Это позволяет экспертам утверждать, что риски нисходящей социальной мобильности более остро проявляют себя в отношении граждан с «неиммигрантским» бэкграундом.

Министр образования не собирается отменять ЕГЭ

Опасения министра относительно рисков линейного сравнения школ по результатам ЕГЭ без учета их особенностей справедливы. Но закрытие результатов ЕГЭ в условиях отсутствия иных хотя бы относительно контролируемых по надежности результатов оценки качества является слишком радикальным решением и влечет другие риски. В мире и уже в России используются такие подходы к использованию результатов оценки образовательных достижений учащихся школ, которые позволяют учитывать особенности территорий и контингента, открывая тем самым возможность для получения школой конструктивной обратной связи, поддержки или выявления лучших практик. В противном случае подход, при котором «сам факт работы с детьми, обучение детей значительно выше, чем его формальная оценка» может быть извращен таким образом, что детям, обучающиеся в таких школах, откажут в праве и шансах получить качественное образование.

Новая серия публикаций Брукингского института

В серии будут публиковаться материалы экспертов со всего мира и дискуссии разные темы: формирование у детей с раннего детства до подросткового возраста, в школе и за ее пределами навыков, которые позволят им успешно жить в быстро изменяющимся мире; как существующие системы образования могут адаптироваться к вызовам и культивировать это более широкое видение образования; как инновационные решения могут быть реализованы и масштабированы (в особенности, в отношении маргинализированных групп детей во всем мире).

Интервью: профессор Университета Монаша о технологиях в образовании

Главное изменение последнего времени, по мнению Нила Селвина, состоит в том, что цифровые технологии – это уже не просто дополнение к образованию, но его неотъемлемая часть. Школы уже не просто экспериментируют с ними, но строят на них образовательный процесс. В этом плане цифровое образование уже не альтернатива образовательному мейнстриму, но его основа. И, как и это характерно для любого мейнстрима, большинству людей не хватает времени или энергии, чтобы остановиться и критически поразмыслить о том, что они на самом деле должны делать с технологиями. Селвин рассуждает о «пузыре» на рынке edtech, возникшем, как из-за спекуляций, так и из-за переоценки потенциала образования как рынка, где можно получить большую прибыль.

Игры для развития социально-эмоциального интеллекта

Стефани Джоунс и ее команда в Гарвардской высшей педагогической школе предлагает новый подход к социально-эмоциональному обучению, который базируется на относительно простых стратегиях, адаптируемых к разным условиям. Одним из примеров является Brain Games: набор активностей, обладающих заметным развивающим потенциалом.

Сергей Косарецкий