1

Дайджест Сергея Косарецкого #4

Эксперт Института образования НИУ ВШЭ о новостях за последние недели

Опубликовано: 19.10.2016


Бывает, читать социальные сети интересней и полезней, чем книги или журналы. Именно это можно сказать о ленте Сергея Косарецкого, кандидата психологических наук и директора Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Каждый месяц мы выбираем самые интересные из его находок и составляем дайджест.

Исследование: как устроены мейкерспейсы

Поддержка движения мейкеров - одна из интересных инициатив последних лет, в которую вовлечен целый ряд талантливых и энергичных людей. Как всякая попытка переноса импортного примера она сталкивается с «трудностями перевода» и адаптации к реалиям нашей страны. При этом немаловажно знать, что происходит на родине «идеи». Свежий онлайн опрос Communities for Maker Educators, проведенный SRI International, охватил 500 специалистов, вовлеченных в работу мейкерспейсов (преимущественно в рамках школ) и дал как ожидаемые, так и неожиданные результаты. Закономерно, что в составе детских коллективов доминируют старшеклассники. Интересно, что 31% опрошенных указали, что работают с группами, в которых больше 50% детей из семей с низким доходом. Респонденты отмечают критическую важность коммуникации в сетевых сообществах для обмена идеями. Наибольшую заботу они проявляют в вопросе обеспеченности безопасными материалами и инструментами для своих учеников. Они также хотели бы иметь больше времени для профессионального развития и лучший доступ к исследованиям, объясняющим, что реально работает в мейкерспейсах, а что нет. Авторы исследования дают ряд рекомендаций, которые при тезисном изложении выглядят довольно банально, но а полном тексте отчёта есть ценные акценты.

Виртуальная школа в Ирландии

The Virtual Community College - реализуемый в Ирландии проект виртуальной школы (онлайн курсы) для людей разного возраста, кто из-за социально- экономических или территориальных барьеров не получил доступ к высоким уровням формального образования.

Какие главные качества эффективного учителя?

Опрос Pearson в 23 странах мира показал, что доверие, способность выстроить продуктивные отношения и проявить заботу ценится выше, чем знание предмета и даже индивидуальных особенностей учащихся. Самые популярные ответы: способность устанавливать доверительные и продуктивные отношения, терпеливость, профессионализм, знание предмета, понимание учеников.

Цифры: доклад ОЭСР

Средний размер класса в начальной школе в России - 20 человек, что чуть ниже среднего по ОЭСР (21). При этом, начиная с 2005 года, этот показатель существенно вырос. Сегодня он больше, чем в прибалтийских и скандинавских странах. В основной школе средний размер класса составляет 19 человек (среднее по ОЭСР - 23). Меньше мы видим в Латвии и Эстонии. В России в отличие от большинства стран средний размер класса в начальной школе превышает показатель в основной. В Китае, соответственно, 37 и 49. Количество учеников на одного учителя в российских школах выше среднего по ОЭСР в начальной школе ( 20, при среднем показателе – 15), и меньше в основной (9, при среднем показателе – 13). В основной школе наш показатель соответствует финскому и больше, чем в Греции, Литве и Словении.

Как связаны курсы для учителей и оценки школьников?

Интенсивный курс профессионального развития учителей математики углубил их знания, сделал их более систематическими, развил способность к объяснению математических понятий, но не оказал последующего позитивного влияния на учебные достижения их учеников. Таковы результаты исследования U.S. Departament of Education 's Institute of Education Sciences.

Сергей Косарецкий