1

Культурные приложения: мобильные технологии в музеях

Опубликовано: 28.07.2014


В России музеи особенно консервативны. Сомнительный запрет на фотосъёмку, неприкосновенность экспонатов и вездесущие смотрительницы создают атмосферу храма, в котором комфортно далеко не каждому. К счастью, сегодня появляется всё больше пространств, где никто не шикает и не просит спрятать телефон. Edutainme изучили лучший российский и зарубежный опыт использования мобильных технологий в музеях.
Лена Ярманова

Русина Лекух

Консультант проекта МАРТ, портала о музейных технологиях


Музей Гуггенхайма внутри и снаружи

Израильская компания Espro Acoustiguide Group создаёт приложения для музеев, зоопарков и культурных институций по всему миру. Не так давно ими был разработан интерактивный гид для выставки художника и фотографа Джеймса Турелла, проходившей в Музее Гуггенхайма. В приложении можно разглядеть сами экспонаты и детали роскошного здания музея, посмотреть интервью со всеми причастными, а также узнать о прошедших и будущих выставках. Заручившись поддержкой мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, музей смог сделать приложение бесплатным и показать выставку даже тем, кому до нее несколько часов лету. Гид музея Гуггенхайма реализует две самые главные задачи, которые стоят перед музейным приложением: это обеспечение навигации по зданию и предоставление информации об экспозиции.

Приложение музея Гуггенхайма

Квест по резиденции французских королей

Вместе с Полом, героем игры «Книга Веков», посетители бегают по залам старинного замка Фонтенбло в поисках утраченной реликвии, считывают QR-коды и между делом узнают много нового. К сожалению, этим приложением нельзя воспользоваться за пределами музея, но, оказавшись во французской резиденции с детьми, вы наверняка о нем вспомните. Для прохождения игры нужно посетить одиннадцать залов, в которых вам поведают о секретах планировки, знатных обитателях и встреченных произведениях искусства. В финале приложение предложит расположить накопленные факты об истории Франции на одном таймлайне. Комментарии Пола можно как слушать через наушники (они записаны отдельной звуковой дорожкой), так и пускать субтитрами на экране.

Экскурсия как арт-проект

Иногда разработчиками приложений становятся не цифровые агентства, а профессиональные художники. Так скандинав Олафюр Элиассон создал приложение для выставки «Бесконечная белая бездна», посвящённой белому цвету в картинах абстракционистов — Малевича, Кандинского и Мондриана. Это сборник видеоупражнений, дополняющих привычный опыт посещения музея и расширяющих взгляд на искусство. В мобильной исследовательской лаборатории находится место самым неожиданным экспериментам: например, в одном из заданий Элиассон предлагает посетителям представить себя астероидом. Что особенно ценно в приложении Олафюра Элиассона — так это то, что само по себе оно является не столько дополнением к выставке, сколько интерактивным учебником, с помощью которого искусство абстракционистов можно исследовать и впоследствии.

Литературные прогулки по ночному Лондону

Хоть настоящую машину времени пока не изобрели, достойных аналогов уже много. Например, приложение музея Диккенса, предлагающее прогуляться по ночному Лондону XIX века. Помимо отрывков из английского классика, в программе можно найти подробные описания, фотографии и видеоролики. Чтобы читать было удобнее, приложение показывает текст в вертикальном режиме, а, если развернуть планшет, появятся дополнительные материалы. Дизайн приложения воссоздаёт газетный лист времён Диккенса — как известно, часть его произведений публиковались в периодике.

Искусство, доступное каждому

Вовлечение аудитории с ограниченными потребностями — одна из критически важных для современного музея задач. Видео-гиды на языке жестов впервые в Европе ввёл у себя брюссельский Музей Магритта — виртуальный экскурсовод читает мини-лекции по 21 экспонату. Финский музей глухонемых выпустил мобильный гид, доступный на пяти языках, в том числе, на международном и финском языках глухонемых. Мобильное приложение музея Гуггенхайма предлагает вербальные описания экспозиции для слабовидящих гостей. С их помощью можно визуализировать как музей в целом, так и отдельные экспонаты. К примеру, так аудиогид описывает «Девушку за глажкой» Пабло Пикассо: «Высокая, худая женщина с продолговатыми конечностями и угловатыми чертами лица, которая гладит, вероятно, на гладильной доске или на столе». Словесная картина детализирована настолько, чтобы не упускать ничего значимого, но при этом оставляет пространство для фантазии в тех нюансах, трактовать которые однозначно невозможно.

Настоящее и прошлое на одном фото

Уличный музей — проект музея Лондона, подготовленный в сотрудничестве со студией Brothers and Sisters. C помощью этого приложения пользователи могут взглянуть на сотни исторических видов через камеры своих смартфонов: изображения, демонстрирующие прошлое Лондона, появляются поверх современных фотографий. Чтобы обозначить свое местоположение, нужно просто выбрать точку геолокации — и округа преобразится.

Российские практики

К сожалению, в российской действительности с приложениями всё отнюдь не настолько просто. Технологии вообще проникают в музейную сферу не слишком стремительно — приветствуются они в основном не в именитых музеях-долгожителях, а в созданных за последние годы современных галереях. Так, например, Еврейский музей и Центр толерантности своего приложения не имеет, однако мультимедийная инсталляция в его стенах — основной способ подачи материала. Интерактивные карты столы, на которых появляется информация, проекции исторических кадров на экран прямо в выставочном пространстве, мультимедийные диарамы и 4D-кинотеатр — вероятно, музею, простроенному на технологиях, дополнительная навигационная технология и не нужна.

Не отстаёт от Еврейского музея и Музей современного искусства «Гараж», даже в детских программах предлагающий посетителям интерактив вроде полимерной песочницы.

Свои приложения-гиды имеет Эрмитаж и Русский музей. Приложение Эрмитажа построено по принципу веб-сайта: оно содержит планы этажей, историю музея, информацию о билетах и проезде, раздел новостей музея и раздел, посвящённый коллекции — он построен по принципу каталога и содержит ничтожно малую часть экспонатов (в разделе «Живопись и графика» нам предлагается познакомиться с 32 работами). Приложение Русского музея построено на считывании QR-кодов — при этом неясно, чем оно отличается от обычного QR-ридера.


Русина Лекух