1

От учебного кино до видеолекций

Шедевры образовательного кинематографа с начала XX века до наших дней

Опубликовано: 23.04.2015


Несмотря на обилие возможностей, главным форматом современного образования остаются лекции. Их читают профессора в университетах, и они же составляют костяк онлайн-курсов. Поразительно, но массовое обучение по видеолекциям начали вводить еще в первой половине прошлого века. Edutainme собрали самые интересные исторические примеры.

Учебный кинематограф: начало

Многие еще застали учебные фильмы, которые иногда включали на уроках физики, химии или биологии. Эта традиция старше, чем кажется: учебное кино стало развиваться сразу после изобретения кинематографа, а первый такой фильм вышел во Франции в 1898 году. Поначалу тематика фильмов была случайной, внедрялись они бессистемно, но первые же исследования доказали, что подобный метод подачи знаний хорошо сказывается на успеваемости. С конца 1940-ых годов производство учебного кино стало стремительно набирать обороты: фильмы по всем курсам средней и старшей школы выпускались многотысячными тиражами. Некоторые школы и университеты закупали копии фильмов целыми пачками – прямо как сейчас заказывают планшеты и нетбуки.

«Почему говорит телефон?»

«Все звуки распространяются волнами, так же, как рябь на воде». Шестиминутный фильм был произведен в 1919 году нью-йоркской компанией Bray Studios, которая во времена Первой мировой войны была ведущей анимационной студией США. Анимационные вставки в этом случае не прихоть, а необходимость – нужно было компенсировать отсутствие звука.

«Как мы дышим?»

В начале 1920-ых на той же студии был создан фильм о том, как дышит человек. Научная анимация объясняет респираторные процессы на уровне клеток и различных систем.

«Земля пионеров: история Канады»

В 1944 году канадцы произвели учебный фильм о том, как начиналась история их государства. В этом кино – уже звуковом – рассказывается о первых поселенцах, начавших покорять северную часть материка в начале XIX века. Финальная часть посвящена современным промышленным достижениям Канады.

«Что такое электричество?»

Американский двадцатиминутный фильм 1948 года объясняет нам, что такое электричество. Объяснения лектора иллюстрируются цветной анимацией: изображаются физические процессы, опыты, случаи из жизни.

СССР: забытая история образовательных технологий

В 1920-ые года начинается активная реформа школьного образования. Ленин объявляет кино «важнейшим искусством», и советские методисты обращаются к фильмам в поисках простоты и наглядности. При ГИКе создается специальный факультет детско-школьного кино, в больших городах открываются киноцентры для демонстрации учебных фильмов.

Система постепенно совершенствовалась: фильмы начали показывать отдельным классам, а не всей школе. Подумывали даже о замене бумажных учебников киноальманахами. Возможно, на этом месте в истории России могла бы случиться еще одна революция – образовательная – но тенденция пошла на спад. Почувствовав, что их присутствие в классе значит всё меньше, учителя начали сопротивляться процессам кинофикации. К началу 1930-ых школьное кино сдало позиции, и наглядность надолго уступила место твердому слову учебника. На закате советской эры учебные фильмы снимали часто, но показывали уже не в классах, а по телевизору.

Звуки из бумаги

На канале учебных фильмов в Youtube можно найти подборку самых разных кинолент разного периода. Например, есть фильм 1950-ых годов об игре на терменвоксе и целая серия роликов о пчеловодстве.

Полупроводники

Один из показательных поздних примеров - фильм 1978 года о полупроводниках, созданный на Центрнаучфильме. Классика учебного кинематографа: интеллигентный голос диктора, музыка в стиле диско и примерно такой же видеоряд.

Видеолекции нового поколения не так уж сильно отличаются от первых учебных фильмов. Недаром слушатели edX назвали функции паузы и перемотки главными преимуществами онлайн-курсов перед традиционными. Видеолекции успокаивают сходством с привычными форматами, но при этом могут включать любые аудиовизуальные материалы и допускают возможность персонализации. Впрочем, сложно сказать, дают ли эти отличия право говорить о видеолекциях как о чем-то принципиально новом.

Эта статья входит в цикл материалов Edutainme, посвященных истории образовательных технологий. Первый выпуск – энциклопедию удивительных фактов – можно найти по ссылке.

Маша Канатова, Саша Милякина