1

Liquid Strelka: мульти-что?

Взаимоопыление специалистов как главный учебный ресурс

Опубликовано: 06.12.2013


Как вы обычно представляетесь в обществе незнакомых людей? Скорее, всего, по имени и профессии. Однако когда работа стала элементом нашей самоидентификации? И правда ли, что будущее за мультидисциплинарными командами? Этим летом в институте «Стрелка» на проекте Liquid Strelka проводился образовательный эксперимент с самоуправляемым обучением. Как именно происходит взаимообучение через взаимоопыление, проследили Лия Сафина и Лена Ярманова.
Лия Сафина

Лия Сафина

Дизайнер, архитектор. Специалист в сфере неформального образования, координатор образовательной программы в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Лена Ярманова

Лена Ярманова

Cпециалист по международным отношениям, организатор конференции TEDxNevaRiver в Петербурге.


Всем привычное деление научных дисциплин на самом деле произошло относительно недавно — с появлением исследовательских университетов между 1870 и 1915 годами. Социальные науки разделялись на более специализированные постепенно: основанная в 1880-ые годы Ассоциация социальных наук Америки со временем расщепилась на кружки преподавателей английского, ассоциацию экономистов, историков церкви, фольклористов и политических ученых. На базе университетов эти единицы постепенно разрастались и привели к факультетской системе обучения. Журнал Time, известный своими емкими тэгами, любовно именовал это явление «дисциплинарным зернохранилищем» («disciplinary silo»), утверждая, что «ученые и их технологически продвинутые друзья буквально сократили человеческие знания до множества мельчайших подробностей в разных областях».

Теоретики выделяют несколько видов взаимодействия между профессиональными сферами — междисциплинарность, кроссдисциплинарность, мультидисциплинарность. Междисциплинарность (interdisciplinarity), в отличие от других типов, подразумевает «заимствование методов и понятий из двух или более дисциплин и взаимообогащение участников процесса».

Схема 1

Эффективно работать в команде, состоящей из людей разных профессий, стало необходимым не только в исследовательских институтах (учитывая все более комплексные задачи, стоящие перед современной наукой), но и в обучении. Внедрение методов проектной работы привело к появлению новых форматов. К примеру, финский университет Аалто организовал систему междисциплинарных «фабрик» дизайна, медиа и сервисов, где взаимодействие идет сразу по нескольким направлениям: во-первых, между студентами, учеными и индустрией, а во-вторых, между студентами разных направлений, которые объединяются в команды для работы над реальными заданиями c реальными бюджетами.

Директор консалтинга по дизайн-инновациям IDEO, Тим Браун, берет на работу специалистов в совершенно разных областях — механического и электрического проектирования, программной разработки, промдизайна и дизайна взаимодействия — но стремится, чтобы все они обладали характеристиками «Т-людей».

Схема 1

«Т-профессионалы» имеют две важные характеристики. Вертикаль буквы «Т» предполагает экспертизу в определенном виде деятельности, например, профессия дизайнера, архитектора, социолога. Горизонталь — это общая эрудиция, умение сотрудничать, эмпатия — люди должны быть готовы принять другую точку зрения на ситуацию. Еще один важный навык, по словам Брауна, — способность с энтузиазмом воспринимать идеи других людей и умение их воплощать.

Исследование междисциплинарной составляющей образовательной программы института «Стрелка» показало, что лишь одна десятая студентов института объединялись в пары во время работы над решающим финальным проектом. Если заимствование и происходило во время учебного процесса, оно редко получало конкретные формы. Возможно, причина этому — недостаточная осведомленность о профессиональных успехах коллег.

Смысл проекта Liquid Strelka был в том, чтобы опробовать методы, которые могли бы повысить осведомленность участников друг о друге и, соответственно, стимулировать междисциплинарное опыление. Проанализировав ошибки и успехи, удалось выявить некоторые закономерности в формировании успешного взаимодействия разношерстных специалистов.

1. Самопрезентация

Умение четко сформулировать свои навыки и компетенции — половина дела. Для того, чтобы тебя рассматривали как привлекательный материал для профессионального взаимодействия, недостаточно сказать «я — архитектор». Хорошо бы как минимум начинать с «я умею чертить, проектировать, рассматривать детали в рамках комплексной системы», а также задаться вопросом «для чего я это делаю?».

Навыки самопрезентации не берутся из воздуха. К сожалению, из-за отсутствия опыта как саморефлексии, так и рефлексии процесса обучения в советской системе образования нельзя рассчитывать, что всем сразу и ловко удастся разобрать себя на запчасти. Поэтому важно перед делом размять мозги, а также задать бодрый пример или шаблон презентации себя как специалиста.

2. Время для взаимодействия

То, что в проектах очень важную роль играют сроки, а готовность работы сегодня становится важнее качества — не новость. Все должно быть сделано как можно скорее, а в идеале — вчера. Однако если поставить сроки и продукт во главу стола, участники междисциплинарной команды разберут привычные роли и будут спокойно сидеть каждый в своем углу, и не подумывая о взаимном обучении. Поэтому, чтобы обмен идеями не был одноразовым, важно стимулировать постоянную дискуссию, рассматривать проблему с разных позиций. А в идеале предоставить специалистам несколько простых пробных задач для знакомства и коммуникации.

«Стрелка» уже двигается в этом направлении — cтуденты получают много разных по природе заданий. Это нужно, чтобы они, во-первых, привыкли к постоянному потоку проектов и давлению временных рамок, а во-вторых, имели возможность попробовать себя в разных проектах и работе с разными людьми — опытным путем осознать, что и как они могут заимствовать.

Образовательный эксперимент Liquid Strelka

3. Способ видеть ресурс

Если условному специалисту по политологии сообщить, что сейчас он будет учиться у дизайнера, тот, зачастую, ринется устанавливать программы и расспрашивать про кривые Безье. И не в профессии дело. Понимание того, что прикладные навыки не всегда являются ключевой характеристикой специальности, приходит со временем.

Одним из важных нюансов междисциплинарной работы является отлаживание взаимной профессиональной эмпатии: способности понять, как представитель той или иной дисциплины смотрит на явления, подходит к решению задач и что он считает базовыми принципами своей работы. Это важно, как минимум, проговорить перед тем, как включать специалистов в работу группы. Как максимум, навык распознавать потенциальные ресурсы можно натренировать, а значит, видеть в музыканте уникальную способность к составлению вкусовых гармоний в поварском деле, а в архитекторе — потенциального аналитика речевых модулей.


Авторы: Лия Сафина, Лена Ярманова