1

Манифест гуманистической педагогики XXI века

Опубликовано: 12.10.2015


Российские педагоги, управленцы и эксперты опубликовали манифест, посвященный гуманистической педагогике XXI века.

Манифест вдохновлен тезисами «Педагогика сотрудничества», подготовленными выдающимися учителями в октябре 1986 года в подмосковном Переделкине. Согласно документу, основным принципом новой школы должно было стать сотрудничество ребенка и взрослого как основа школьного успеха и успешности. «Педагогика сотрудничества» была создана с опорой на труды отечественных психологов Л. Выготского, Д. Эльконина, В. Давыдова, педагогов В. Сухомлинского и И. Иванова.

Новый манифест осмысляет изменения, произошедшие со школой за последние 30 лет. Приведем наиболее важные принципы, описанные в документе:

  • развитие интереса к учебе в течение всей жизни;
  • переход к экосистеме массового персонального образования;
  • построение многоканальной коммуникации в школе;
  • школа учения с увлечением;
  • гибкость роли учителя;
  • новые подходы к обучению учителей;
  • новая образовательная политика;
  • выход школы за свои границы.

Среди участников инициативы — директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, писатель и профессор НИУ ВШЭ Александр Архангельский,научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, ректор МГПУ Игорь Реморенко, профессор Московской школы управления СКОЛКОВО Павел Лукша, гендиректор «Школьной лиги» Михаил Эпштейн, учитель и эксперт «Школьной лиги» Анатолий Шперх.