1

Как построить цифровую образовательную среду

Опубликовано: 17.05.2017


Манифест о цифровой образовательной среде – это некоммерческая инициатива, в работе над которой объединились педагоги, психологи, дизайнеры, информационные архитекторы, IT- проектировщики и разработчики. Об актуальности манифеста сегодня размышляет один из его авторов, учитель и член правления Лиги образования Михаил Кушнир.

По следам манифеста

Летом 2014 года мы начинали работать над Манифестом о цифровой образовательной среде. Мы надеялись, что работа по концентрации в одном месте продуктивных образовательных и технологических стратегий позволит консолидировать работников сферы образования и разработчиков в развитии образовательной среды с опорой на цифровые технологии. Мы не переоценивали своих экспертных компетентностей и были готовы к дискуссиям, творческой доработке тезисов манифеста, потому что даже внутри команды авторов были дискуссии и в отношении формулировок, и о структуре документа. Однако документ в профессиональном поле замолчали: единственное заинтересованное упоминание в профессиональной среде– публикация в N1(71) за 2016 год «Образовательная политика».

При этом нельзя сказать, что манифест прошел незамеченным. Широко распространился по соцсетям 9-минутный ролик, который мы подготовили при поддержке студии «Смыслотека» к форуму «Образование-2017». Специалисты осведомлены о манифесте и в частных беседах оценивают его позитивно, но уклоняются от обсуждений и публичной поддержки, хотя мы выбрали жанр манифеста именно в надежде на публичный авторитет поддержавших профи.

В реальной практике обсуждений терминология цифровой образовательной среды встречается все чаще, хотя в нормативной базе его нет. На фоне неудачных и сомнительно-удачных государственных ИТ-проектов (федеральных и на уровне регионов), актуальность изложенных в манифесте подходов, казалось бы, должна возрастать. Тем не менее, пока не заметно смены логики формирования новых проектов. Вместо открытого множества гибких легко заменяемых технологий продолжают создавать громоздкие неповоротливые дорогие и быстро устаревающие системы «все в одном». Такой подход подавляет инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.

В этих условиях на федеральном уровне начинается новый виток развития цифровых инструментов для сферы образования. Поэтому показалось важным снова заявить о манифесте. Поскольку сам манифест оформлен как компактный набор тезисов, в формате статьи полезно уточнить ряд организационных принципов и подходов к построению полезной людям цифровой среды.

Подходы к построению

Ключевой принцип для эффективной информатизации образования– снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.

Построение эффективной среды является ключевым условием эффективного цифрового образования. Среда должна отвечать задачам цифрового общества– создавать условия широкого выбора для образовательного запроса, для гибкой его коррекции при формировании индивидуальной образовательной траектории по мере необходимости. Среда должна предлагать разнообразный инструментарий:

  • для самостоятельного изучения и/или с помощью наставника,
  • для оперативной и доброжелательной обратной связи,
  • для широкой межличностной кооперации без возрастных барьеров.

Построение такой среды невозможно в логике жестких стандартов и централизованных ограничений. Динамика современного общества требует открытой конкуренции. Для открытой конкуренции нужны простые контурные правила включения новых образовательных продуктов и услуг в цифровой среде и выхода из нее старых. Ограничения должны быть минимальными и только в тех ситуациях, без которых слишком высоки риски.

Ключевой инструмент формирования среды как открытой экосистемы – стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами в ее составе. Гибкость и открытость современных цифровых технологий должны обеспечить возможность формирования каждым учеником собственной среды для поддержки индивидуальной образовательной траектории – удобным образом объединять возможности сред разных образовательных организаций, а не вынуждать переключаться между ними.

Уточнение понятий

Цифровая образовательная среда – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.

Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.

Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об «экосистемах»:

  • Платформа – такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
  • Экосистема – такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.

Организационные принципы построения ЦОС

  • Единство – согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.
  • Открытость – свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.
  • Доступность – неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством интернета, независимо от способа подключения.
  • Конкурентность – свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.
  • Ответственность – право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.
  • Достаточность – соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.
  • Полезность – формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

Цели построения

Для ученика:

  • расширение возможностей построения образовательной траектории
  • доступ к самым современным образовательным ресурсам
  • растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира
  • Для родителя:

  • расширение образовательных возможностей для ребенка
  • снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования
  • повышение прозрачности образовательного процесса
  • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса

Для учителя:

  • снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации
  • снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации
  • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса
  • формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий
  • формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика
  • облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика

Для школы:

  • повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ
  • расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса
  • снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации
  • расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса

Для региона:

  • автоматизация мониторинга за образовательным процессом
  • оптимизация коммуникации со всеми участниками
  • оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур
  • повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия
  • возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия
  • сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота

Для государства:

  • рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору
  • рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий
  • снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети
  • повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации
  • повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов
  • повышение прозрачности образовательного процесса
  • оперативность мониторинга за результатами

Критерии успеха ЦОС

  • сокращение бюрократического аппарата,
  • снижение интенсивности документооборота, созданного руками сотрудников образовательных организаций,
  • рост трафика добровольного использования ЦОС, прежде всего учениками.

Михаил Кушнир