1

Дискуссия: почему не надо упрощать школьную математику

Опубликовано: 24.11.2016


Ученые НИУ ВШЭ, Стенфордского университета и Мичиганского университета выяснили, что хорошее знание алгебры и геометрии помогает школьникам успешнее решать и другие виды задач.

Считается, что российские старшеклассники перегружены математикой: школьникам приходится решать множество абстрактных задач – например, найти площадь фигуры или сделать вычисление, применив формулу. При этом российская школа плохо учит детей применять полученные математические знания во внеучебных, жизненных ситуациях. Этим, например, часто объясняются низкие результаты российских 15-летних учащихся в тестах PISA. Критики существующей системы предлагают, в частности перенять опыт финского образования, где больше внимания уделяется прикладному применению математики. Однако, как ни странно, именно опыт в области «формальной математики» наиболее важен для успеха в математическом тесте PISA.

Результаты исследования, совместно проведенного российскими и американскими учеными, опубликованы в международном журнале American Educational Research Journal (журнал входит в топ-10 периодических изданий по исследованиям образования). Авторы доказывают, что, хотя составители тестов PISA придают большое значение практическим заданиям, готовиться к тесту лучше на других примерах. Исследователи выяснили, что увеличение числа прикладных задач, в целом, приводит к снижению результатов учеников в PISA. А вот акцент учителя на заданиях из формальной математике позволяет ученикам повысить баллы. Эффективность российской математической школы подтверждается результатами Международной математической олимпиады: с 2000 по 2014 год российская сборная входила в пятерку победителей.