1

ММСО 2018: Как технологии меняют образование?

Итоги крупнейшего образовательного форума России

Опубликовано: 25.05.2018


Московский международный салон образования проходит уже пятый раз. Мы собрали результаты самых важных обсуждений Салона, посвященных технологиям в образовании. Заменят ли роботы учителей и как добиться персонализации обучения? Для чего образованию нужен киберспорт? Как привлечь бизнес в университет и продать инвестору идею образовательного проекта?

Учитель и искусственный интеллект: вместо или вместе?

Пора забыть про архаичные инструменты: для достижения новых целей нужны новые методы, уверены эксперты дискуссии «Учитель и искусственный интеллект: вместо или вместе?», которая прошла в первый день ММСО. Один из прозвучавших на сессии прогнозов: в будущем учительский труд будет редким и дорогим, а школы с роботами станут бесплатными.

Порой люди больше доверяют машине, чем человеку, поскольку она объективна, отметил модератор дискуссии, вице-президент по стратегическим коммуникациям корпорации «Российский учебник» Артем Соловейчик.

Самый оптимальный вариант — работа учителя с использованием алгоритмов и искусственного интеллекта. Преимущества искусственного интеллекта уже очевидны: к примеру, алгоритмы способствуют исправлению ошибок ученика и даже предугадывают их заранее.

В финских школах уже протестировали робота-учителя.

Технологический взрыв и образование

Современность бросает вызов образовательной системе, заявил в ходе дискуссии «Технологический взрыв и образование» президент фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого» Петр Щедровицкий. Технологический взрыв приводит к росту производительности труда, минимизации издержек и появлению новых профессий. Система образования за этим не успевает, поэтому люди сами к готовятся к профессиям будущего, становясь специалистами широкого спектра.

При этом стратегическую роль в цифровой трансформации общества все равно играют университеты, уверен проректор по развитию Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов. Университет связывает прошлое и будущее, а его задача — поделиться своим видением будущего с технологическими компаниями.

Как EdTech изменит мир?

Дети все чаще ощущают себя в цифровом мире: Everything is digital, или цифровизация во всем, напомнил в начале своей лекции на Стартап-аллее ММСО Замир Шухов, генеральный директор и партнер Global Venture Alliance. Мотивация на получение стандартного образования падает: все больше людей находится в поисках дополнительных курсов.

Важнейшим трендом, идущим вразрез с стандартами образования, является персонализация образования. Используйте его и точно вырветесь вперед, советует Замир Шухов. Еще одна тенденция — геймификация образования, причем не только в форме «ачивок» за прохождение курсов, но и в виде проникновения образования в игры. Игровое пространство будет местом обучения. Вы будете находить человека с необходимыми знаниями и в виртуальном мире обмениваться ими.

В целом, отметил Замир Шухов, упрощение обучения и внедрение новых технологий станут движущей силой нового образования.

По мнению экспертов, персонализация учебных программ стимулирует нас больше работать с гаджетами.

Индивидуальный учебный план: иллюзия или реальность?

Директор Школы будущего Алексей Голубицкий поделился своим опытом внедрения индивидуального учебного плана: в его школе у каждого ученика 11 класса есть собственный план занятий, а миссия школы — создание условий для осознанного выбора ребенка. Одна из форм индивидуализации — исследовательская деятельность, которую каждый старшеклассник ведет по выбранной теме. При этом привлекать научных руководителей можно и из других школ. Результатом внедрения индивидуальных планов в Школе будущего стал рост баллов за ЕГЭ.

Чтобы индивидуализация была эффективной, нужно давать детям образовательный минимум, предлагать элективы и факультативы, прикреплять менторов и развивать образовательную платформу, считает директор школы № 777 Елена Савина.

«Необходима оптимальная, а не максимальная индивидуализация — свобода выбора должна быть обоснована», — заключил директор школы № 1505 «Преображенская» Леонид Наумов.

Дополнительное образование в области робототехники: есть ли жизнь за МКАД и рядом с «Кванториумами»

Как научить робототехнике детей, которые живут в отдаленных селах, куда автобусы ходят два раза в неделю? Педагоги из Кировской области предлагают рецепт: привозить в сельские школы оборудование на время, так у детей появляется возможность чему-то научиться. А в Томской области стимулируют развитие робототехники с помощью соревнований в школах.

Участники дискуссии о робототехнике в регионах поделились своими проблемами и достижениями. Даже если в районе совсем нет инфраструктуры, положение спасают хорошие преподаватели математики, которые могут объяснить сложные концепции только с помощью мела и доски.

Одна из отмеченных участниками сессии проблем — слабая информированность педагогов и отсутствие системы подготовки преподавателей робототехники. В основном, в регионах работают специалисты, которые самостоятельно освоили робототехнику.

Edutainme опубликовали девять лучших ресурсов для учителей, которые помогут открыть в школе кружок робототехники.

Потребности российского образования в инновациях: актуальные проблемы и точки роста

Сейчас в России на 10 тысяч рабочих приходится один промышленный робот, сообщил главный аналитик департамента образовательных проектов ФРИИ Денис Поповцев на своем мастер-классе в рамках ММСО-2018. Но юристов, бухгалтеров и сотрудников колл-центров можно заменить роботами уже сегодня.

Система образования должна повышать востребованность выпускников и развивать когнитивные навыки. Пока в вузах и техникумах очень мала доля производственной практики — всего 5-10% процентов учебного плана. Чтобы сделать выпускников действительно нужными рынку, нужно делать образование более практичным.

Форматы работы университета и бизнеса

Почему необходимо задумываться о взаимодействии университетов и бизнеса? Какие к этому существуют барьеры? Какие форматы работы вузов и корпораций эффективны? Эти темы обсудили участники панельной дискуссии о форматах работы университета и бизнеса.

Университеты живут в своем маленьком мире, а государственная поддержка расслабляет вузы и не мотивирует их конкурировать, заявила старший аналитик московской школы управления «Сколково» Наталия Овчинникова. Бизнес заинтересован в развитии на базе университетов центров компетенций, поиске талантов и использовании университетского оборудования. Техническая база некоторых колледжей лучше, чем у региональных предприятий, отметили эксперты.

Директор Консорциума независимых творческих школ Екатерина Черкес-заде сказала, что взаимодействие с бизнесом — это основа образовательной философии Британской высшей школы дизайна и других участников Консорциума. «Каждая школа начинала с двух-трех групп и каждый год все зарабатываемые деньги реинвестировала в ресурсную базу, привлечение преподавателей, развитие среды, — объяснила Екатерина Черкес-заде. — Теперь в школах Консорциума более 160 образовательных программ». Консорциум стремится работать с партнерами, которые хотят развивать индустрию и заинтересованы в качественных специалистах, а не с теми, кто экономит на студентах и эксплуатирует их навыки.

Как привлечь инвестиции в образовательные проекты

Один из источников дополнительного финансирования пермской школы дизайна «Точка» — отдельная компания, в которой официально трудоустроены старшеклассники. Эта дизайн-студия выполняет заказы сторонних клиентов, например, на разработку новогодних подарков. Так дети получают реальный опыт работы, а школа — дополнительный ресурс на развитие, рассказала директор школы «Точка» Анна Деменова на сессии «Как привлечь инвестиции в образовательные проекты» в рамках Московского международного салона образования.

Другие школы внедряют краудфандинг для родителей или предлагают им стать совладельцами авторской программы школы через финансирование общественной организации, которой принадлежат права.

Генеральный директор «Алгоритмики» Андрей Лобанов выделил инвесторов, которые могут поддержать образовательные проекты на ранних стадиях: бизнес-ангелы, топ-менеджеры крупных компаний и акселераторы. По словам Рудика, на пути частных инвестиций в образовании стоят три барьера: отсутствует рынок образовательных услуг, слишком много государственных денег, нормативные ограничения (госучреждения не могут работать с инвесторами).

«Почти никто не умеет упаковывать идею в образовании, а без этой культуры разговор с инвесторами бесполезен, — объяснил директор ММСО, председатель управляющего совета „Класс-центра“ Максим Казарновский. — Главное, нужно понимать, к кому ты идешь. Нужно знать, чем увлекается человек и какой у него опыт предыдущих инвестиций».

Как использовать образовательные онлайн-проекты на уроке

Учитель должен быть в курсе современных трендов и иметь близкий контакт с учениками, ему нужно бороться за внимание и поселять любопытство в детях. Для этого редактор проектов «1917» и «Карта истории» Юрий Сапрыкин посоветовал использовать возможности онлайна, которые позволяют грамотно упаковать образовательный контент и создать привлекательную для молодых людей «обложку».

Современные образовательные онлайн-проекты используют видео, которое рассказывает о сложных вещах доступно и просто. Видео можно смотреть на уроках вместо традиционного объяснения предмета у доски.

Недавно Юрий Сапрыкин запустил проект «Полка» — онлайн-пособие по 108 главным произведениям русской литературы.

Образование в киберспорте

Киберспортивные соревнования — вид спорта нового времени, который не только является популярным развлечением среди молодой аудитории, но и позволяет развивать когнитивные навыки у детей, — говорит Роман Поволоцкий, лидер проекта «Кибер Россия». По его словам ребенок, играющий в игры, развивает упорство, трудолюбие, умение работать в команде. Кроме того, это хороший инструмент профориентации. Ребенок, увлеченный игрой, начинает увлекаться и разработкой, из таких ребят получаются хорошие дизайнеры и программисты.

По словам киберспортсмена Адалята Мамедова, в российских университетах не хватает кибеспортивных учебных подразделений, которые бы готовили кадры для этой области: тренеров, педагогов, технических специалистов. Как отмечает Ярослав Гиряков, преподаватель кафедры киберспорта ГЦОЛИФК, где создается первый в России бакалавриата по киберспорту, основная проблема отрасли заключается в том, что в ней пока нет никаких научных исследований. «Мы буквально создаем будущее. Однако пока рано говорить о киберспорте как о направлении основного обучения. Сейчас это может быть предложено скорее в качестве внеучебной активности».

Запрос на креативность. Кто и как сейчас на него отвечает?

Креативность — это зарядка для мозга. Она позволяет весь объем знаний и умений человека направить на решение конкретной проблемы. По мнению экспертов сессии «Запрос на креативность. Кто и как сейчас на него отвечает?», развитие креативности актуально для педагогов, которые хотят разнообразить процесс обучения и учить детей действительно думать, а не просто угадывать решение.

По словам директора школы «КрашПро» Наргиз Асадовой, мотивация заниматься креативом возникает от запроса. Поэтому ребенка нужно поставить в условия, когда нет готового ответа, чтобы он придумал нечто новое. Компаниям нужны системные креативные процессы, благоприятные для работы творческих людей, уверен ректор Школы креативного мышления ИКРА Василий Лебедев.

Компания Adobe выпустила доклад о том, почему без технологий развить креативность не получится.