1

Итоги ММСО: будущее цифровой образовательной среды

Опубликовано: 18.04.2017


В этом году Московский международный салон образования прошел в четвертый раз. Одной из важных тем стала цифровая образовательная среда. Комментарием делится Иван Травкин, старший преподаватель кафедры математики Сахалинского государственного университета и соавтор Манифеста о цифровой образовательной среде.

«Для меня цифровая образовательная среда — это набор образовательных интерфейсов цифрового мира. Они позволяют развиваться, а не просто зарабатывать (хотя я верю, что будущее работы — это оплачиваемое обучение). Существуют и интерфейсы, позволяющие деградировать. Цифровая образовательная среда — это все в цифровом мире, что позволяет именно развиваться с минимальным риском обратного процесса.

Электронный учебник – тоже образовательный интерфейс. Печатная книга была способом копировать информацию (обучали соответствующим образом). Цифру не копируют! Неправильно понимать ее как физический бит: говоря «цифра», мы имеем в виду абстрактную цифру, а, еще лучше, процесс. Такую цифру получают, преобразуют и представляют ... с помощью интерфейсов.

Говоря «интерфейс», я имею ввиду прикладной интерфейс, API, посредством которого программируют среду. О каком программировании говорят, когда зовут всех программировать? Python и Arduino/PI — конкретика для конкретных людей (конкретной группы). Программирование в смысле выбора своей программы обучения и использования сервисов цифровой среды как API — вот программирование для всех. И это уже происходит: дети пропускают уроки в школе, а дома смотрят интернет-урок.

Помните у Рашкоффа: программируй или будь запрограммирован? Это про образование сегодня-завтра. И здесь самое важное: такому программированию нужно учить и учиться специально. Владельцы бизнеса должны видеть свой продукт прежде всего как интерфейс. Тогда и педагоги, и учащиеся, и родители смогут использовать различные интерфейсы вместе, программируя цифровую образовательную среду. Еще раз: различные интерфейсы. Инвесторам нужно прежде всего проверять проекты на наличие видения у их создателей. Выиграют все».