1

Мобильное обучение в России и мире

Опубликовано: 30.01.2017


Смартфоны и планшеты есть почти у всех школьников, однако пользоваться ими на уроках можно далеко не всегда. У мобильного обучения, зародившегося еще в 1990-ых годах, много тонкостей. Редактор iSpring Павел Храмкин собрал опыт российских и зарубежных учителей.

Мобильное обучение тесно связано с концепцией BYOD – «Bring Your Own Device». Суть состоит в том, что гаджет становится не только игрушкой или средством связи, а инструментом в обучении, подобно линейке или карандашу.

Математика, история, биология — урок по любому предмету станет более насыщенным и интересным, если подобрать подходящие инструменты.

Примеры применения BYOD в школе:

  • Для учителя иностранного языка. Если вы преподаете иностранный язык, ученики могут установить на свой гаджет мобильный словарь. Преимущество перед бумажной версией очевидно: можно не только быстро отыскать нужное слово, но также прослушать правильное произношение. В отличие от бумажных словарей, электронные версии часто бывают бесплатными.

  • Для учителя географии. На уроках географии можно использовать Google-карты. К примеру, благодаря удобному сервису легко отыскать нужный объект, «прогуляться» по городу в режиме 3D или составить собственный маршрут.

  • Для учителя химии. Не хватает реагентов для проведения таких сложных опытов, как флуоресценция, египетская ночь или ацетоновый фонарик? Загляните на YouTube: немало ученых специально снимают самые зрелищные эксперименты и выкладывают в интернет. Иногда ролики так подробно рассказывают об опыте, что по ним можно попробовать сделать небольшую лабораторную работу.

  • Учебный год без бумаги

    В 2013 году американская учительница Керри Галлахер решила провести целый учебный год без бумажных учебников и тетрадей. Этот проект, поначалу казавшийся авантюрой, изменил не только подход Керри к учебному процессу, но и отношение учеников к школе.

    Во время эксперимента класс Галлахер вместо тетрадей и учебников использовал свои собственные гаджеты: смартфоны, iPad или iPhone. Учительница предусмотрительно подобрала для работы приложения, которые одинаково подходят и для Android, и для iOS. Среди них облачное хранилище Google Drive, программы для заметок Skitch и Evernote, Backchannel для общения с учениками вне уроков. Основную ставку Галлахер сделала на открытые публикации в WordPress и Blogger.

    Итоги «года без бумаги»:

    • Школьники стали более организованными. «Отказавшись на год от бумаги, я понял, что делать заметки на iPad гораздо удобнее, чем в тетради. Достаточно нажать несколько кнопок. Не нужно бесконечно листать бумажки. К тому же, это идет на пользу экологии», – рассказал один из учеников.

    • Технологии сплотили учеников. «Эксперимент помог мне наладить контакты с классом».

    • Школьники стали усваивать больше информации. «Благодаря гаджетам в уроках появилась интрига. Занятия стали разнообразнее». «Печатать на iPad интереснее, чем царапать ручкой в тетради. Мозг усваивает больше информации».

    • Школьники стали ценить время. Они осознали: при использовании гаджетов работа кипит быстрее. Теперь не нужно листать учебник в поисках нужной страницы, записывать цитату или перерисовывать график. Такие мелочи помогают сберечь за урок до 15 минут. Их можно потратить на более интересные вещи: дискуссии, командные игры.

    Конечно, довольны были не все. Одни ученики не так ловко осваивали некоторые программы, как большинство одноклассников. Другим работать в планшетах нравилось меньше, чем писать в тетради.

    По мнению Керри Галахер, главный итог эксперимента — понимание того, что проблемы мотивации в учебе можно решить не только за пределами класса, но и внутри него.

    Практика BYOD в России

    Конечно, модель BYOD в России укоренилась не так прочно, как за рубежом. Однако и в нашей стране есть свои пионеры. Могут ли гаджеты повысить мотивацию и успеваемость, проверила Елена Ковалева из старостаничной школы Ростовской области.

    «До этого я практиковала выполнение домашних заданий онлайн, выполнение тестовых заданий, коллективную работу в сети с использованием домашних компьютеров. Опыт показывает, что начинать такую работу можно с 6-7 класса, когда обучающиеся получают определенные навыки работы с компьютером. Естественно, все действия были согласованы с родителями. Так мы постепенно продвигались к реализации модели BYOD», — пишет Елена в своем блоге.

    В своей работе учительница иностранных языков использовала сервис WikiWall для опросов, Wordle для систематизации лексики.

    «Как показывает опыт, начинать работу с моделью BYOD можно в 7 классе. Младшим школьникам родители не всегда доверяют дорогостоящую технику», — рассказывает Елена.

    После эксперимента учительница отметила, что BYOD произвел революцию в сознании многих учеников. Вот некоторые из обнаруженных достоинств и недостатков.

    Плюсы BYOD:

  • В любом месте, в любое время. Учиться теперь можно по пути в школу, на перемене, в ожидании доктора или в очереди. Нужен лишь гаджет и интернет, который откроет доступ к контенту.
  • Экономия времени. Не нужно листать учебник и писать длинные конспекты в тетрадь. Достаточно выделить нужный абзац в главе и создать закладку.
  • Постоянная обратная связь. В любой момент, к примеру, через социальные сети можно связаться с преподавателем и одноклассниками, где бы они ни находились. Это гарантирует непрерывную целевую поддержку во время учебы.
  • Вариативность. Лекции, вебинары, игры, тесты, программы — мобильное обучение позволяет подобрать наиболее удобный формат.
  • Свобода выбора. Педагог не навязывает какое-либо конкретное устройство для решения учебных задач. Каждый школьник сам выбирает, что удобнее: телефон или планшет.
  • Оперативность. Модель позволяет быстро работать с информацией, обмениваться данными.

Минусы BYOD:

  • Цифровое неравенство. У кого-то из школьников будет дорогой телефон, а кто-то будет пользоваться устройством с ограниченными функциями.
  • Риск не удержать внимание. Ученика сложнее удержать в рамках урока. Все время будет соблазн уйти в сторону. Например, заглянуть в социальные сети.
  • Низкие возможности устройства. На гаджете ребенка могут не пойти выбранные программы или потребуются настройки.
  • На скорости в один килобит. Успешность урока зависит и от внешних факторов. Например, от качества работы интернета.
  • Компилирование как вредная привычка. Выполнение учебных заданий может свестись к бездумному копированию информации из различных источников.

И все же это не повод отмахиваться от идеи, считает учительница. Нужно просто тщательно продумать каждый шаг. BYOD – отличная альтернатива более дорогостоящему формату «1+1» и имеет немало шансов на успех.

Павел Храмкин