1

Чем заняться в апреле?

10 онлайн-курсов про образование

Опубликовано: 19.03.2015


Учиться нужно не только школьникам. Каждый месяц на MOOC-платформах появляются мириады курсов для преподавателей и тех, кто исследует образование или интересуется им. Чтобы избавить вас от необходимости мучительно отбирать самые интересные и полезные из них, Edutainme представляют апрельскую подборку бесплатных онлайн-курсов для желающих стать экспертами педагогики или обучения.

Разработка образовательных игр

EdX, с 1 апреля по 3 июня (Массачусетский технологический институт)

Проектно-ориентированный MOOC по обучающим играм от ни много ни мало самого продвинутого университета мира — несомненно, лучшее из того, что мог преподнести второй месяц весны. В рамках курса каждый, кто обладает достаточным рвением и усидчивостью сможет создать свою игру и учебный план к ней. Помимо виртуального мастер-класса программа включает историческое введение и бизнес-заключение о тонкостях маркетингового продвижения образовательных игр. Один из центральных терминов этого MOOC, являющийся, по мнению его авторов, ключом к хорошей учебной игре — «трудное веселье». Именно этим словосочетанием можно, наверное, охарактеризовать и участие в этом курсе. Для участников обязателен пользовательский опыт в играх любого типа, в педагогике — желателен. Курс является частью серии MOOC от MIT про образовательные технологии.

Искусство преподавания

EdX, с 1 апреля по 4 мая (GEMS Education)

Курс от филантропической организации, развивающей образование по всему миру, можно назвать трёхнедельным тренингом для начинающих учителей. В первую очередь он нацелен на то, чтобы познакомить в упрощённом виде с основными теориями образования и методами преподнесения учебных материалов. Предполагается, что все прослушавшие этот MOOC смогут смело зайти в любую аудиторию в роли учителя.

Дошкольное образование

Наконец, в нашей ревизии появились российские MOOC от специалистов по педагогике. В этом месяце на Универсариуме стартует аж четыре курса по этой тематике, разделить которые можно на два блока: дошкольное образование и государственно-общественное управление учебными заведениями.

Универсариум, с 6 апреля по 1 июня (группа экспертов из разных институций)

Первый курс этого условного блока стартует в самом начале апреля и посвящён новым государственным стандартам дошкольного образования. У курса сразу пять лекторов, в том числе и из МПГУ, которые расскажут как об изменениях в нормативно-правовой базе, так и о том, как всё это должно повлиять на учебные планы и психологические компетенции. Одним словом, прослушав этот онлайн-курс, вы узнаете всё необходимое о новых ФГОСах.

Универсариум, с 13 апреля (группа экспертов из разных институций)

Второй курс посвящён также дошкольному образованию, в контексте не столько государственных стандартов, сколько основ современной дошкольной педагогики. В рамках этого MOOC на проблемных кейсах обещают разобрать такие понятия, как игрофикация образования, эмоциональный интеллект у детей, а также методы взаимодействия с родителями и работы с одарёнными дошкольниками. Одна из экспертов (Наталья Микляева, МПГУ) преподаёт также и в предыдущем курсе, что позволяет объединить их в одну мини-программу по дошкольному образованию.

Управление образованием

Универсариум, с 20 апреля по 15 июня (группа экспертов из разных институций)

Второй блок педагогических курсов Универсариума, начинающихся в апреле, посвящён проблемам управления образованием. Группа авторов первого курса, состоящая из четырёх кандидатов педагогических наук и одного — психологических, стояла у истоков программы по расширению общественного участия в управлении образованием. Поэтому в рамках курса вы сможете узнать как об исторических и теоретических предпосылках формирования этого подхода, так и услышать практические советы по организовации при школе управляющего совета с учётом политических и законодательных реалий России. Также в программу курса заложен рассказ о том, как общественное управление образованием влияет на оценку его качества и информационную открытость школы.

Универсариум, с 27 апреля по 15 июня (Московский институт открытого образования)

Второй курс ведёт заслуженный учитель и профессор МИОО Любовь Асмолова, планирующая рассмотреть различные аспекты менеджмента образовательных учреждений. Темы некоторых из блоков: мотивационный менеджмент, социальное управление, системно-деятельностный подход. Целевая аудитория — директора школ, заинтересованные в инновационных программах развития современных школ.

Креативное использование планшетов в школах

European Schoolnet Academy, с 13 апреля по 18 мая (группа экспертов из разных институций)

Курс создан при поддержке Европейской Комиссии, что уже звучит многообещающе. В его основе — обсуждение положительных результатов, которые может привнести использование планшетных компьютеров в образовании. Три основных тематических блока: создание контента, коллаборативное обучение и персонализация образования.

Оценивание дисциплин STEM

Future Learn, с 13 апреля по 25 мая (Университет Лидса)

Этот MOOC ориентирован на школьных учителях, специализирующихся на дисциплинах из области STEM (естественные науки, технологии, инженерия и математика). Авторы курса — специалисты по теории оценивания знаний и научному образованию. Слушателей научат правильно задавать вопросы, узнавать, что творится в умах учеников, и проводить одинаково эффектные и эффективные уроки в лабораториях.

Введение в изучение и преподавание языков

Future Learn, с 20 апреля по 18 мая (British Council, Университет Саутгемптона)

Курс на пересечении лингвистики и педагогики создан преподавателями магистратуры для учителей английского из самой Великобритании. Как учителям со стажем, так и студентам, подрабатывающим репетиторством, MOOC «Понимание языка» позволит обрести теоретический фундамент для педагогической практики. Внимательным слушателям обещают, что к концу курса они обретут глубинное понимание того, что значит изучать и преподавать язык.

Обучение навыкам 21 века

Coursera, с 20 апреля по 1 июня (Университет Мельбурна)

Эксперты по педагогике из Австралии расскажут в рамках этого MOOC о том, как воспитать таких учеников, которых работодатели оторвут с руками сразу после выпускного. Авторы курса обещают рассказать о «навыках 21 века» на основе конкретных примеров из жизни, а не абстрактных принципов и пафосных манифестов. Как сказал американский философ образования Джон Дьюи: «если мы будем учить наших детей сегодня так же, как вчера, то украдем у них завтра».


Алексей Морозов