1

«Мы сами пока не знаем,
как смогли привлечь столько участников»

Об инструментах Coursera, лекциях как прогнозе погоды
и студентах, понимающих себя

Опубликовано: 09.12.2013


Алла Лапидус, заместитель директора Лаборатории алгоритмической биологии СПбАУ, инициатор выхода СПбГУ на Coursera

О вдохновении и первых шагах

На создание курса нас вдохновили руководитель нашей лаборатории Стивен О’Брайен и сама Дафна Коллер, приезжавшая в университет. Каких-то последовательных шагов не было: скорее, просто накопилась критическая масса аргументов. Сейчас мы делаем курс по биоинформатике, таких всего два — наш и Павла Певзнера из Университета Калифорнии (кстати, каждые четыре месяца он приезжает преподавать в СПбГУ). Его курс посвящен алгоритмам, поэтому мы решили сделать обзорный, о применении биоинформатики в науке и медицине. Всё будет по-русски, но мы хотим, чтобы несколько лекций О’Брайен прочитал по-английски — нельзя упускать такую возможность.

Еще до онлайн-курса мы начали проводить открытые лекции. Просто вывесили объявления — и к нам пришло 55 человек, они же ходят до сих пор. Это люди из бизнеса, преподаватели из других вузов, просто слушатели. Тогда мы поняли, что спрос есть и можно расширяться. Пока преподаватели работают на чистом энтузиазме и никаких дополнительных бонусов не получают. Наверно, нас просто захватывает идея, что можно чему-то учить людей по всему миру.

О встроенных и невстроенных инструментах

Пока на наш курс записалось 1130 человек, довольно много, даже если приступит только половина. А представьте, что вы ведете очень успешные курсы для 20 тысяч человек. Как проверить все работы и за всеми уследить? Платформа предлагает инструменты для проверки лабораторных и предоставляет статистику об успехах студентов. Можно создать список вопросов, отметить правильные ответы, и на основе этих данных сервис всё посчитает. Певзнер, например, сам написал программу для оценки работ и теперь ей пользуется (Edutainme уже писали о ней). Coursera — еще и очень открытая платформа.

О том, как снимать лекции

У курсов должна быть логика. Нельзя начать с введения в предмет, а потом сразу приступить к сложным темам. Лекции должны зависеть друг от друга, плавно перетекать одна в другую. Конечно, нужны готовые записи на несколько уроков вперед. Коллеги советуют запастись терпением: в среднем лекция длится 45 минут, а съемки занимают по 4 часа, и это еще не самый профессиональный продукт. Можно записать их в студии, прямо на лекции или просто снять преподавателя в аудитории. Самый скучный вариант — студия: два часа ты смотришь на человека, которого, скорее всего, не знаешь. Лучше, конечно, если преподаватель сам сделает слайды или графику. Идеальный вариант, на мой вкус — это когда стоит профессор и показывает слайды, вроде как в прогнозе погоды.

Идеальный вариант — это когда стоит профессор и показывает слайды, вроде как в прогнозе погоды.

О преднамеренном и непреднамеренном интересе

Лучше, если онлайн-курс будет основан на лекциях, уже обкатанных в офлайне: знакомая структура, никаких сюрпризов, все по плану. Правда, наш курс по биоинформатике довольно новый, начался только в сентябре. Мы сами пока не знаем, как смогли привлечь тысячу участников в лист ожидания. Конечно, мы размещали анонсы, но не уверены, что сработало именно это. Хорошо, что людей пришло много — хотя не каждый студент Coursera уверенно знает, что именно ему интересно. Но даже если человек сошел с дистанции и решил заниматься другим, он все равно что-то про себя понял.

Алла Лапидус

О длинных курсах

Длительность зависит от предмета. Наш курс по биоинформатике займет около тринадцати недель. Мы решили, помимо лекций, включить разбор практических заданий и еще пригласить О’Брайена. Университет собирается выпускать курс по истории России — тут, наверное, и 26 лекций будет мало. Кроме того, профессорам приходится замедлять темп речи. Ведь если что-то слишком эмоционально объяснять, начинаешь терять нить и торопиться — тогда пиши пропало.

О поддержке

Если пользователь умеет обращаться с почтой, то сможет и со страницей на Coursera — управлять контентом очень просто. Есть короткие онлайн-курсы о том, как правильно заполнять профиль университета, как добавить новые видео и текст. Когда все готово к выпуску, администратор может использовать предпросмотр, чтобы проверить, все ли верно. Затем подключаются контент-менеджеры Coursera. Кроме проверки страницы на наличие технических ошибок, они могут дать полезные советы по размещению материалов. Интерфейс и поддержка на английском.


Нора Киркиж
Тэги:
Coursera MOOC