1

«Научные тексты
должны расти как кораллы»

О коммунальных идеях, любителях переписывать своими словами
и том, куда нужно бежать университетам

Опубликовано: 07.02.2014


Иван Засурский — основатель сервиса «Вернадский», заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации журфака МГУ, автор проекта «Частный Корреспондент»

Об академической утопии и аде, в котором все списывают

Миссия проекта «Вернадский» — создать банк знаний из учебных работ. Проект финансируется из средств «Частного Корреспондента» и компании «Новые медиа», а тестируется на журфаке МГУ. Сейчас на сайте выложены дипломы студентов нашей кафедры, а также рефераты и курсовые студентов пятого курса. Мы его называем то «Вернским», то «Вернадским». Подумали, что где-то должно быть прозрачное образование без всякого «ада», когда люди пересказывают без ссылок чужие идеи. Россия серьезно отстает в гуманитарных дисциплинах, и ликвидировать этот разрыв сложно, если относиться к чужим идеям как к общему сахару на коммунальной кухне. Открытая публикация учебных работ и проверка их на плагиат создает спрос на качественные знания. Для студентов это хорошая мотивация разобраться в проблеме, сделать перевод статьи или реферат книги. Возрождение науки в России начнется только при условии этой мотивации.

О прозрачном цитировании

«Вернадский» использует технологии социальных медиа: можно читать чужие работы, оценивать и комментировать. В систему встроена автоматическая проверка уровня заимствований — результаты видит только сам студент и его преподаватель, всем пока решили не показывать. Мы планируем присылать пользователям уведомления, если кто-то будет их цитировать, в том числе, и без ссылки. Пригодится не только честолюбивым отличникам и сутяжникам (штраф за нарушение авторских прав — до 5 млн рублей), но и вообще всем, кто хочет осознать реальный масштаб цитирования работ. Кстати, сейчас много говорят о новом научном стандарте — министерство образования советует применять свободные лицензии, которые разрешают некоммерческое использование со ссылкой на источник. Думаю, только «Антиплагиату» под силу сейчас посчитать реальный рейтинг цитирования русских учёных в студенческих работах, диссертациях и исследованиях. Вообще это наш общий с «Антиплагиатом» проект, только больше ориентированный на студентов.

Иван Засурский

О главном условии конкурентоспособности вузов

Многое еще нужно сделать — пока, например, сервис не позволяет оставлять поверх текста заметки. Собираемся выпустить новую версию к концу февраля. Сейчас подключаем библиотеку первоисточников РГБ, которая формируется на базе диссертационных работ. Это позволит легко отловить даже тех, кому переписывают работы на заказ. Судя по ценам на услуги, они проверяют работы только на интернет-коллекции, в то время как многие списывают из диссертаций. Надеюсь, когда-нибудь обходить этот заслон станет невозможно, и мы сможем говорить о воскрешении культуры научной коммуникации. Думаю, рано или поздно количество оригинальных учебных работ станет одним из важнейших критериев оценки эффективности вузов. На месте ректоров университетов я бы наперегонки бежал в «Антиплагиат» подписывать контракты и запускать собственные системы по сбору учебных работ.

О жизни рефератов после сессии

Сданные однажды работы остаются в базе знаний и продолжают жизнь после сессии. У многих текстов на «Вернадском» больше 400 прочтений. Раньше студенческие работы, даже самые лучшие, просто гнили у меня в почте. Я сам жалею, что пропали все мои рефераты, написанные в первой половине 90-ых — много компьютеров сменилось с тех пор. Мне кажется, работы должны формировать что-то вроде портфолио ученика. По ним хорошо видно, умеет ли человек работать с информацией, предлагать оригинальные решения. Если тема близка к реальным проблемам компаний, они смогут оценить предложения молодого специалиста, а также нанять его на работу. Вместо того чтобы возвращаться к советской практике распределения после вузов, лучше ввести систему конкурсного трудоустройства: связать практику с рефератом, стажировку — с курсовой, а испытательный срок — с дипломом. Кстати, нами уже заинтересовались PR-компании, которые считают, что такие конкурсы отлично сказываются на репутации. Если компания выносит определённые темы на конкурс и ищет специалистов, значит, она заинтересована в их решении и ищет помощь. Люди обычно ценят такую сознательность и скромность даже в представителях крупного бизнеса.

Об идеальном академическом будущем

Думаю, в какой-то момент возможны и неожиданные открытия. Например, выяснится, что это лучший способ знакомства для людей с глубоким интересом к проблемам, которые привлекают немногих. В науке таких вагон и маленькая тележка. В голову другим студентам не заглянешь, а в реферат — можно. В открытом доступе ничто не скроется от внимательного взгляда, нужно быть готовым к критике, вычитывать работы внимательнее. Без публичного интереса к результатам твоего труда это очень сложно. Нужно сделать так, чтобы вносить и применять правки было легче. Возможно, научные тексты должны расти как кораллы — для этого им нужно быть все время онлайн, доступными для тех, кто может прочитать и проверить. Без создания баз знания хотя бы по приоритетным (а на самом деле — по всем) направлениям мы ничего не добьёмся. Есть, конечно, сложности в деталях, в привычках, в неготовности к технологическому прорыву. К сожалению, как старые, так и многие молодые преподаватели часто сами не читали важнейшие современные научные работы по своей специальности. В том, что касается современных технологий, студенты нередко оказываются образованнее и информированнее. Я полагаю, что повсеместное использование банков знаний поможет студентам обучить преподавателей не только в своём вузе, но и по всей стране — по крайней мере, хоть реферат прочитают про свежие зарубежные исследования.


Нора Киркиж